"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 6 (431) от 14.02.2008

Роскошь Общения

Владимир Высоцкий: «Я с вами веду разговор по душам»

Светлана ТЕНЕТКО

8 февраля в музее К.А. Федина прошел вечер «Мой Высоцкий». Это уже третья за последние две недели встреча, посвященная великому барду.

Как и предыдущие, этот вечер проводился на фоне выставки «Высоцкий в Театре на Таганке». Вернее будет даже сказать: в атмосфере «Таганки» – в атмосфере Высоцкого. Ведь именно с театром на Таганке, в котором он сыграл лучшие свои роли, мы чаще всего ассоциируем Владимира Высоцкого. К сожалению, театральные роли Высоцкого нам известны лишь по отрывкам любительских видеосъемок, воспоминаниям его коллег и друзей, тех, кому посчастливилось попасть на его спектакли. Вероятно, поэтому фотографии, театральный реквизит, костюмы из спектакля «Гамлет», театральные афиши создают особый настрой, некое соприкосновение с одной из многочисленных граней этого замечательного человека.

Прошедшие два вечера, по словам заместителя директора музея Ирины Кабановой, были более монологичны и в основном посвящены работе Высоцкого в театре. «А вот как все будет происходить сегодня, – делилась перед началом Ирина Кабанова, – будет зависеть от той публики, которая придет. От того, насколько они будут готовы к этому разговору… Совершенно не представляю, сколько сегодня придет – пять человек или пятьдесят». Вечер «Мой Высоцкий» – первый, на котором пришедшие могли не только спеть песни Высоцкого, прочитать его стихи, но и рассказать о том, как они пришли к Высоцкому, поделиться своими размышлениями, и даже исполнить свои собственные произведения.

Одной из тех, кому посчастливилось видеть игру Владимира Высоцкого на «Таганке», была Лилия Кроль: «Это был потрясающий, необыкновенный спектакль («Добрый человек из Сезуана» – Авт.). А Высоцкий (у меня сохранилась программка, в которой его фамилия стоит штампиком, это был апрель 1964 года) только пришел в театр. Это была не та роль, которую он будет играть потом – роль Летчика, а первые дни он играл Водоноса. Я, естественно, не обратила внимания на этого актера. Хотя потом не обратить внимания на Высоцкого было невозможно... Для меня главным его качеством является энергетика, абсолютно неповторимая, я сама это ощущала … Я не видела «Гамлета»…, но, может быть, еще сильнее, чем эта роль, была роль Хлопуши. Он читал этот монолог очень похоже на то, как читал Есенин. И в то же время это был и Высоцкий, и живой Хлопуша».

«Черные бушлаты» Высоцкого подтолкнули Владимира Старовойтова на создание портрета Владимира Семеновича. Совмещение автомата и гитары не случайно, она, по мнению художника, была своеобразным оружием Высоцкого в борьбе с перегибами существовавшей власти.

«Талант Высоцкого, актера и исполнителя, сошелся для меня лично, – продолжил разговор Михаил Музалевский, – в роли Дон Гуана. Потому что эту роль, мне кажется, кроме него никто бы не смог исполнить вот так близко, эталонно, я бы сказал. В одном Высоцком соединился здесь и актер, и поэт. Дон Гуан сам поэт, и Пушкин поэт, и поэтому как бы они на одном языке, на одной какой-то волне существовали … Высоцкого надо слушать и воспринимать непосредственно, но не часто, потому что это как лекарство или как очень ценное вино. Чем ты реже прикасаешься, тем оно ценнее, крепче и тем оно оказывает благотворное действие».

На вечере не только шел разговор о том, как каждый пришел к своему Высоцкому, но и, конечно же, звучали его песни. И под гитару (Михаил Музалевский, Виталий Шейко, Дмитрий, Валерий – молодые люди поскромничали и не назвали фамилий), и даже под фортепианный аккомпанемент (Наталья Мясникова). Песни были самые разные: «Баллада о борьбе», «Беда», «Солдаты группы «Центр», «Сыновья уходят в бой», «Татуировка» и многие другие. А «Большой Каретный» зал даже подпевал исполнителю.

Но Высоцкий – это ведь не только песни. Не остались в стороне и его лирические стихи: «Мне каждый вечер зажигают свечи…» (Ирина Кабанова), «Люблю тебя сейчас…» (Татьяна Лисина). По мнению Ирины Кабановой, Высоцкого читать не только нужно, но и должно.

Возможно, песни немного растопили лед скованности, потому что желающих поделиться своими воспоминаниями стало больше. Истории были самые разные, одна из участниц рассказала, как в юности с друзьями слушала под окнами песни Высоцкого, стараясь определить, у кого запись чище. Другая считает, что на песнях и стихах Высоцкого можно воспитать мальчика, воспитать его мужчиной, воином, человеком.

Ни для кого не секрет, что многие строчки из песен уже стали не только цитатами, но и своеобразным кодом или паролем, который достаточно произнести, и всем становится понятно и твое состояние, и настроение. Часто фразы, которыми мы говорим даже не думая, что это Высоцкий. В своих песнях Высоцкий и задает, и отвечает на вопросы, актуальные и в наше время. Это подтверждается тем, что среди присутствующих были не только представители 50-х, 70-х, и 80-х, но и совсем молодые – 15–20-летние мальчики и девочки.

Говорить о Высоцком можно было до бесконечности – два с половиной часа пролетели почти незаметно. И только необходимость сдачи музея на пульт охраны прервала этот разговор. Сразу же возник вопрос к Ирине Кабановой: когда состоится следующий вечер. Разговор о Высоцком было решено продолжить в ближайшую пятницу в это же время.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=19022008152354&oldnumber=431