"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 6 (431) от 14.02.2008

Театральная Жизнь

Любовь «Касатки»

Екатерина БОГДАНОВА

Перед началом сдачи очередного, третьего по счету дипломного спектакля ведомого Игорем Баголеем выпускного курса театрального факультета консерватории почему-то с трудом верилось, что ребята, дурашливо и отвязно демонстрирующие на сцене академдрамы осовремененного Мольера и пронзительные «Выглядки», окажутся способны с таким же самозабвением вжиться в изображенные Алексеем Толстым куда более лирические характеры дореволюционной России. Опасения оправдали себя только в одном: «Касатка» и впрямь прошла на контрасте. Зато каком…

Премьера, состоявшаяся в драме в прошедший вторник, пополнила и без того насыщенный репертуар малой сцены театра. Необычным в постановке казалось уже то, что студенты не отказали себе в удовольствии «замахнуться»: выбранная молодыми актерами пьеса никогда прежде не шла на подмостках Саратова. Вторую изюминку в получившееся действо добавил сам жанр «Касатки». Несмотря на незамысловатый любовный сюжет в духе классических средневековых комедий, она оказалась заявленной в качестве авантюрной драмы. И хотя откровенного авантюризма в действующих лицах пьесы не так много – по большей части, он только подразумевается – думается, ребятам, как и Толстому, удалось найти и выдержать в материале золотую середину: не переигрывая классика, добиться того, чтобы юмор и ирония произведения звучали легко и беззлобно.

Порадовало и то, что, благодаря стараниям художника-постановщика Юрия Наместникова, зрители не увидели пространство сцены перегруженным декорациями. Создание избыточного интерьера в спектакле заменяет другая, куда как более оригинальная деталь – видеоарт в исполнении Максима Роменского. И не беда, что все богатство оного искусства сводится к одному единственному установленному на стене посередине сцены видеоэкрану, на котором попеременно и в зависимости от происходящего на подмостках действа (включая даже смену декораций между сценами) мелькают то кадры кинохроники, то виды деревенского пейзажа.

Благо свежести зрительского восприятия в спектакле способствует не один видеоарт. Учитывая небольшое временное звучание пьесы, ключевые персонажи радуют достаточно частой сменой костюмов. Другое дело, что, как следует из названия, главная женская роль в постановке одна: роковую женщину Машу Косареву, больше известную как выступающую перед кабацкой публикой певицу Касатку, на сцене играют Ирина Скрипкина и Елена Петрова. Взаимозаменяема и роль одного из главных мужских персонажей – молодого авантюриста и игрока Анатолия, обнищавшего князя Бельского (Сергей Захарин и Теймураз Глонти).

По неизменным законам жанра, сердечные привязанности в пьесе тесно переплетены. Анатолий считает себя влюбленным в Касатку и не может представить себе дальнейшее существование, если та его покинет. Вместе с тем, жениться на Маше он не торопится. Проигравшись за карточным столом, пара вместе с предприимчивым «другом семьи» Абрамом Желтухиным (Иван Дементьев), чтобы хоть как-то свести концы с концами, едет в имение тетки князя, Варвары Ивановны Долговой (Юлия Василенко и Марина Лычкина). В имении, между тем, готовится свадьба юных воспитанников Долговой: Раисы (Анастасия Ксенофонтова, Анна Соседова) и Ильи (Евгений Сафонов). Понятно, что в результате венчание расстраивается буквально на пороге сельской церкви: Маша понимает, что жить не может без когда-то сохнувшего по ней Ильи, а Анатолий влюбляется в наивную и не испорченную городскими соблазнами Раису. Любовь облагораживает всех, даже Касатку, которая клянется измениться и забыть о своем прошлом.

Пожалуй, в камерном пространстве малой сцены молодым актерам удалось добиться главного: убедительности, живости и простоты. А уж как понравятся привередливой «Касатке» саратовские подмостки – увидим.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=19022008150639&oldnumber=431