"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 5 (430) от 7.02.2008

Книжная Полка

Издательство «Время» в минувшем году

Анна САФРОНОВА

Повесть Бориса Минаева «Ошибка доктора Левина» существует пока только в журнальном варианте (опубликована в 11-й книжке журнала «Октябрь»), но в скором времени выйдет отдельной книгой в издательстве «Время».

В сегодняшнем небольшом обзоре мне бы хотелось обратить внимание читателей на работу этого серьезного и плодовитого московского издательства, но сначала несколько слов о повести Бориса Минаева. Его герой – из «странных» людей. И работа, которой он занимается, не соответствует общепринятым представлениям о «работе». Льва Левина все называют «доктором», но он, собственно, не доктор, не врач, а психолог, который берется (как будто) всего-навсего давать советы родителям детей с психологическими проблемами, но на самом деле… На самом деле все сложнее. Все более и более сближаясь с тем или иным из своих пациентов, скромный Левин становится частью их жизни, при том, что в своей собственной – одинок, оставлен семьей, одержим кучей комплексов, маний, страхов… При этом он не просто вызывает доверие (за некоторыми исключениями), но берет на себя что-то вроде мессианской роли… В чем его ошибка, что заставило его исчезнуть – ответ на этот вопрос подразумевает вариативность. И только тот, кому достался дневник «доктора», более или менее прямолинеен: «Иногда мне кажется, что он остался там, в этих своих бесконечных и бесцельных визитах. Что он ходит по городу. Покупает свои проездные. Звонит по телефону. И разговаривает, разговаривает, разговаривает… Что больше ему ничего не нужно – ни квартиры, ни еды, ни друзей, ни женщин… Что он стал призраком. Призраком этих консультаций, которые на самом деле никому не нужны».

Странность, неотмирность – вообще одно из частых свойств героев книг, выпускаемых «Временем». Иннокентий (инакость читается уже в самом имени) – герой рассказа «Ловец облаков». Одноименная книга рассказов Марка Харитонова – еще одна «позиция» издательства. Иннокентий устроен не так, как другие люди, видит не так, воспринимает все иначе; он абсолютно не подвержен влияниям среды (попытка воздействия на него гипнотизером приводит к глубокому обмороку героя).

Среди авторов издательства «Время» минувшего года – трое наших земляков. Это сборник пьес Алексея Слаповского «Замечательная жизнь людей», сборник критических статей Романа Арбитмана «Поединок крысы с мечтой» и новое продолжение серии Льва Гурского о президенте: на этот раз «Есть, господин президент!».

Книга Алексея Слаповского (надо сказать, прекрасно изданная!) включает в себя и новые вещи, и те, которые уже неоднократно ставились (целый раздел так и называется «Муза ТЮЗа»), и новые версии прежних вещей. Читателю, вероятно, будет интересно сравнить драматургическое «поле» Слаповского с его сценарной деятельностью: ведь только что вышел на экраны долгожданный фильм «Ирония судьбы. Продолжение» и уже вызывает самые противоречивые оценки.

Что касается нового романа Льва Гурского – то это, как всегда, гремучая смесь из маловероятного и вообще неправдоподобного, из очень смешного и очень несмешного… Отличительная особенность нынешней вещи – это, если можно так выразиться, «кулинарная составляющая»: много «вкуснейших» (в гастрономическом смысле) картинок, которые имеют к развитию сюжета самое непосредственное отношение.

О книге Инны Кабыш «Невеста без места» Юрий Ряшенцев: «Как по-настоящему свободный и сильный поэт, Ирина Кабыш никогда не боялась ничьих влияний, и вначале очень слышная в ее стихах Марина Цветаева постепенно уважительно с пониманием отступила в сторону, предоставив своей ученице обрабатывать ее поэтический участок одним ей известным способом». А Лев Аннинский воспользовался для определения стихов Кабыш определением Саши Соколова – «проэзия».

Одно из самых интересных работ издательства «Время» – книга прозы Владимира Курносенко «Жена монаха». Эти повести и рассказы бывшего челябинского, а ныне псковского писателя созданы в недавнее время. «Растерянность, боль, надежда, дураковатый (но такой понятный) интеллигентско-неофитский энтузиазм, обездоленность деревенских старух, в воздухе развеяно безволие. И в финале, когда уже так грустно, что дальше вроде и некуда, – история чуда. Странного и простого, как все чудеса», «тихий проникновенный голос тонкого, совестливого и человечного прозаика» (из высказываний Андрея Немзера).

«Золотая симфония» – книга рассказов и эссе известного поэта Ларисы Миллер – это лирическая проза на автобиографическом материале. В оценке Дины Рубиной: «Это чувство даже не узнавания, а родства, сопричастности каждой детали, желание любоваться каждым воссозданным мигом».

Книга Михаила Николаева и Виктории Швейцер: «Кто был ничем…». О Николаеве (по поводу 1 части упомянутой вещи) Бродский в свое время писал Владимиру Максимову: «Автор – колоссально симпатичный малый, отсидевший пятнадцать лет, детдомовец, побегушник и т. д., но без всякого понта и настырности. То есть не делает на всем этом бизнеса».

Еще из послужного списка издательства «Время» минувшего года: «Смертельная любовь. Личные истории знаменитых людей» Ольги Кучкиной, «Звезды и немного нервно. Мемуарные виньетки» Александра Жолковского, «В зеркале сцены» актрисы, режиссера и поэта Сюзанны Серовой, «Избранная лирика» Кирилла Ковальджи («Тебе. До востребования», – так обращается автор к потенциальному читателю).

Еще: «Борис Пастернак. Времена жизни. Доподлинная повесть в четырех частях» Натальи Ивановой. Александр Мелихов «Мудрецы и поэты» (с послесловием Валерия Попова). И многое другое.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=11022008192848&oldnumber=430