"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 5 (430) от 7.02.2008

Худсовет

Танго под тишину

Татьяна ЛИСИНА

Под таким романтическим названием 26 января в помещении Саратовского социально-экономического университета состоялось выступление концертного оркестра духовых инструментов «Волга-Бэнд» и солистов областной филармонии им. А. Шнитке Ирины Левиной и Сергея Майданова.

«Есть танцы-однолетки, – обратилась к слушателям ведущая концерта музыковед филармонии Елена Пономарева, – а есть танцы, обреченные на бессмертие. К ним относятся танго и вальс. Интерес к танго не угасает, и об этом красноречиво говорит сегодня полный зал зрителей».

Немного истории. Дата рождения танго не установлена. Но точно известно, что, скорее всего, родившись в Аргентине, оно пересекло Атлантический океан и появилось в Париже в 1910 году. И вскоре захватило не только Европу, но и весь мир. Название «танго» стали давать курительным салонам, кулинарным изделиям, образцам модной одежды. Встревоженные психологи заговорили о тангомании.

Один из самых популярных авторов музыки в стиле танго аргентинец Астор Пьяццолла однажды сказал: «В Аргентине может многое измениться: и лица городов, само общество, политические режимы, кроме одного – кроме танго». Когда будущему композитору было 9 лет, отец подарил ему бандонеон (аргентинская разновидность аккордеона), и мальчик увлекся игрой на нем. Позже он скажет: «Если бы отец в тот момент дал бы мне в руки саксофон, я бы играл джаз, но поскольку это был бандонеон, я играю и сочиняю только танго». Под управлением лауреата Всероссийского конкурса Натальи Стрельцовой оркестр превосходно сыграл посвященное памяти отца танго «Прощай, отец» Астора Пьяццоллы.

Концертная программа, составленная профессором Анатолием Селяниным, потрясает своим разнообразием. Это и Карлос Гордель, почти неизвестный в России (во всяком случае, его музыка, так хорошо известная в Аргентине, не звучала в наших столицах), и Ежи Петербургский, и «король танго» Оскар Строк (живший до 1973 года в Риге), и Исаак Дунаевский, и Матвей Блантер, и Арно Бабаджанян, и наш современник Эдуард Артемьев. Именно его «Танго под тишину» и дало название всему концерту.

Самой высокой похвалы заслуживают солисты. Лауреат Международных конкурсов Ирина Левина обладает сильным чистым и сочным голосом. Пожалуй, особенно удались ей «Было увлечение» Строка и «Парижское танго» Брюна. А Сергей Майданов своим бархатным баритоном наиболее удачно исполнил «Ах, эти черные глаза» Строка и «Утомленное солнце» Петербургского. (Пластинки с последним, самым известным довоенным танго, побили все рекорды тиража в нашей стране. – Прим. авт.)

Что касается оркестровых произведений, то легендарное танго Родригеса «Кумпарсита» оркестру пришлось исполнить дважды. Ему помогал весь зал. Ритм и меняющуюся громкость постоянно сопровождавших музыку аплодисментов задавала дирижер.

Необычным сопровождением музыкальных номеров была танцевальная пара из клуба «Танго на Волге», которая фланировала в проходе зала на протяжении всего вечера.

Концерт мог бы стать еще более ярким и оригинальным, если бы он сократил расстояние между знойной Аргентиной и тоже жарким в летнее время Саратовом. Дело в том, что в нашем городе живет удивительный человек – участник Великой Отечественной войны, врач по специальности и композитор по призванию Борис Васильевич Федотов. И самым его любимым музыкальным жанром является именно танго. Им написаны (на собственные слова) в стиле ретро «Танго волн», «Гроза в Сочи», «Весенний гром», «Еще не осень» и даже «Танго космонавтов». Из-за их красивых, легко запоминающихся мелодий и слов одна газета назвала композитора «саратовским Оскаром Строком», а Нижне-Волжская студия кинохроники посвятила ему фильм под поэтическим названием «Букет из танго». От своих бывших однополчан композитор узнал, что его музыка звучит и в далеком Сан-Франциско. Как жаль, что саратовские музыканты игнорируют произведения своего земляка!

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=11022008192814&oldnumber=430