"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 5 (430) от 7.02.2008

Худсовет

Цирк зверей Филатова

Ксения БАТУЗОВА

Есть такие виды культурного отдыха, которые воспринять может далеко не каждый. Например, концерт симфонического оркестра или выставка произведений художников-символистов. Тут требуется и образование, и несколько специфическое мировосприятие, да и умение вести себя в интеллигентном и начитанном обществе. Да и возраст тоже. Ведь не объяснишь трехлетнему малышу, почему в консерватории нельзя топать ногами, грызть печенье и дуть в дудку. А вот цирк в этом смысле – явление абсолютно демократичное: жуй попкорн и радуйся жизни сколь тебе угодно.

2 февраля в цирке запустили первую в новом году программу. А перед этим знаменательным событием продемонстрировали новинку любопытным представителям СМИ, дабы те рассказали по секрету всему свету о том, что будет твориться на арене в течение февраля. Но смотреть прогон – это одно, а вот присутствовать на представлении – совсем другое. Тут тебе и красочность, и атмосфера, и огонь вдохновения в глазах артистов. Зато на просмотре для журналистов можно побеседовать с самими творцами всей этой феерии и узнать много интересного.

Например, кто бы мог подумать, что судьбы «Цирка зверей Филатова» (который и почтил нас своим присутствием) и директора саратовского цирка Ивана Кузьмина столь тесно переплетаются. 1 июня 1999 г. Кузьмин заступил на должность, а первой программой, которая стартовала в июле, была программа Филатовых. Если углубляться дальше в историю, то выясниться, что свое легендарное выступление с медведями Валентин Филатов обкатывал именно на нашей арене. Да и юное поколение этой семьи получало боевое крещение, по странному стечению обстоятельств, именно в Саратове: здесь Юлия Филатова, нынешняя руководительница коллектива, впервые явила себя публике в 1975 году в возрасте семи лет, а в 1999 году ее дочь в том же возрасте появилась на арене. Это уже не случайность, это – судьба.

Программа очень легко смотрится. В том смысле, что не утомляет и не дает заскучать. Все номера быстро пролетают перед глазами, оставляя ощущение, как от катания на карусели: калейдоскоп картинок.

Основу происходящего составляют номера с животными. Парочка питонов, три леопарда, обезьянки, попугаи, пони, лошади и собаки в различных комбинациях. А вот столь серьезные звери, как медведи, стоят особнячком, и их номер – один из лучших. Топтыгины демонстрируют недюжинные акробатические способности: крутят антипод, стоят на шаре и даже демонстрируют таланты канатоходцев. Кроме того, довольно задорно приплясывают с Андреем Клыковым. А в финале – трюк практически смертельный: здоровый и опасный зверь делает стойку на руках у отважного дрессировщика.

Леопарды – достаточно редкие гости на арене. Раньше считалось, что они вообще не поддаются дрессировке. Но при умелом подходе к делу все возможно. Большие пятнистые кошки чувствовали себя на арене весьма вольготно и все время старались прилечь и отдохнуть. Кусочки мяса они, конечно, съедали с удовольствием, но требуемое выполнять не спешили: эдак, с ленцой, да и то после долгих уговоров. Сытого леопарда мясом не подкупишь, а на диете держать – опасно. Иначе он начнет рассматривать дрессировщиков как потенциальную пищу. Все происходящее выглядело скорее не чудом подчинения животного человеку, а играми мурзиков-переростков. Несмотря на полную неподстриженность ногтей и неподпиленность зубов, а также полное отсутствие специальной защитной одежды, Андрей Клыков не побоялся поймать гигантскую кошку в прыжке, чем вызвал неуемный восторг зрителей. Правда, хвостатого артиста пришлось довольно долго уговаривать и буквально силой спихивать с тумбы. А он отворачивал красивую усатую морду и делал вид, что ничего не происходит.

Неагрессивность столь серьезных хищников, как медведи и леопарды, объясняется просто: все они взяты из зоопарков и относятся к третьему поколению, живущему в неволе. Дрессировщики приобретали их в очень юном возрасте и растили дома, «практически кормили грудью», как выразилась Юлия Филатова. Окруженные таким количеством внимания, нежности и заботы, животные не только выросли ласковыми и любящими своих кормильцев и опекунов, но и приобрели некоторые человеческие привычки. Например, леопард Петя в дни своего бытования в квартире дрессировщиков очень любил компьютеры, Интернет и телевизионные передачи про животных. Когда он стал старше и начались трудовые будни, подобное баловство пришлось забросить, но природное любопытство сохранилось. Этот манерный зверь с интересом разглядывает, кто в зале, где оркестр, и если его не устраивает их игра, то начинает капризничать. Приходится пускать фонограмму. А что делать – звезда.

Одной из особенностей зверей цирка Филатовых является их личная неприкосновенность. То есть им не подпиливают зубы, не подрезают когти и хвосты. Причина в том, что все эти манипуляции повредят здоровью животного и работник из него после этого никакой. А чтобы избежать травм и агрессии, зверей хорошо кормят и не обижают. Потому все пальцы у дрессировщиков целы и глаза на месте.

Из номеров чисто человеческих самым интересным можно, пожалуй, назвать акробатов на ренских колесах под руководством Флюси Подгорной. Объяснить словами что это – невозможно. Это надо видеть. И за последний год в саратовском цирке я ничего подобного не наблюдала.

Вся программа овеяна духом русской народной культуры: стилистика, музыка и прочее. Да и номера подобраны в рамках традиционного стационарного цирка.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=11022008192739&oldnumber=430