"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 5 (430) от 7.02.2008

Память

Люди по обе стороны телеэкрана

Владимир ЕФИМОВ

Вышедшая в самом конце прошлого года книга «Мое телевидение. Из истории Саратовского ТВ» тиражом всего в тысячу экземпляров посвящена его истории и его первопроходцам, возводившим на 2-й Садовой 7-ми студийный корпус строителям, первым журналистам, техническим работникам и самым именитым героям передач.

В своем предисловии к книге один из ведущих в России режиссеров документального кино, лауреат Государственной премии РФ Дмитрий Луньков, за долгие годы работы сначала в киноредакции Саратовского телевидения, а позже в «Саратовтелефильме» создавший немало шедевров, задается вопросом: «Почему в книге так мало сказано о сегодняшнем дне телевидения? Неужели все лучшее осталось в прошлом?» И отвечает: «Что делать, но местное телевидение заметно сократило свои интеллектуальные параметры, потеряло как содержательную, так и художественную всеохватность; былой интерес к духовному миру современника, кажется, без колебаний сдан в архив. Около десятка коротких информационных выпусков с повторяющимися сюжетами – вот, по существу, вся суточная программа местного экрана».

Саратовское телевидение появилось в середине 50-х годов, после принятия правительством страны программы строительства в областных центрах своих телестудий. В короткие сроки было возведено здание телестудии и смонтированы сложные блоки вещания, откуда в конце ноября 1957 года начались пробные передачи. В эфир поначалу «гнали» пленку: кинофильмы, присланные из Москвы записи концертов советских артистов. Одновременно шла подготовка к собственному вещанию, состоявшему поначалу из столь же коротких, в основном из фотографий и закадрового текста информационных выпусков, подготовленных пришедшими из газет журналистами. Чуть позже появились детские, литературно-художественные, общественно-политические программы.

Для меня, более 10 лет сидевшего под одной общей крышей тогдашнего облтелерадиокомитета, книга интересна еще и тем, что открыла многие неизвестные страницы жизни и творческой деятельности ветеранов ТВ, которых я знал по совместной работе. И очень рад, что из иллюстрированной архивными фотографиями книги узнал много интересного об этих окружавших меня людях, которые должны быть особенно признательны автору и составителю книги – известному автору популярных детских телепрограмм Татьяне Пашкиной. Признателен и я, вспоминающий, как долго возилась, а иногда и просто мучилась над моими тогда еще не совершенными текстами, компонуя из снятых мною фотографий какой-нибудь «удобоваримый» телесюжет о жизни детей. Татьяна Александровна, давно уйдя из журналистики, и при подготовке этой книги осталась верна своему золотому правилу – оставлять в любом, в том числе и эфирном тексте, стиль автора. Она отказалась править «простой» стиль вспоминающих как все начиналось ветеранов-техников, что вместе со снимками придало 315-страничной книге строгую документальность.

Взявший в руки этот коллективный сборник воспоминаний даже не заподозрит, что готовился он к 45-летию Саратовского телевидения. Однако из-за отсутствия средств на издание подготовленная к печати рукопись почти пять лет лежала в редакции кино-издательского центра «Саратовтелефильм» «Добродея», пока, наконец, не саратовские меценаты, не нынешнее руководство ГТРК «Саратов», а москвичи не помогли деньгами, и нужная очень многим, прежде всего как большой исторический документ, книга появилась в свет.

В самом конце книги есть одна поистине сенсационная, как бы оставленная на «десерт» историческая заметка «Радио-кино (передача по радио движущихся изображений)» в журнале «Радиолюбитель». Опубликованная в последний день 1925 года, она сообщала, что «в Ленинград прибыли для заявки патента изобретатели нового способа передачи по радио движущихся изображений: инженер В.И. Попов, физик Саратовского университета Н.Г. Пискунов и слушатель Саратовского техникума Б.П. Грабовский. Аппарат этот назван «Телефотом»… Он основан на каком-то новом принципе. Основной частью аппарата является видоизмененная катодная лампа. Над решением трудного вопроса о передаче движущихся изображений работает во всем мире ряд ученых, причем достигнуты некоторые результаты, еще, однако, не имеющие практического значения. Согласно полученным сведениям, «Телефот» свободен от недостатков своих конкурентов».

Трудно сказать, была ли взята за основу разработка саратовских инженеров, но можно с уверенностью сказать, что саратовское телевидение оставило заметный след в нашей жизни. Нынешнее, то, что представляет ГТРК «Саратов», секвестированное в объеме вещания и с низким качеством программ, его никак не оставит. И если через полвека кому-то вдруг захочется создать книгу о дожившем до столетия саратовском государственном ТВ, боюсь, о сегодняшнем дне ему написать будет просто нечего: ни всеохватности жизни, ни интереса к духовному миру современника, ни интеллектуальных параметров в нем сейчас вовсе не наблюдается; все исчезло, без остатка…

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=11022008192514&oldnumber=430