"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 3 (428) от 24.01.2008

Кумиры

Высоцкий в образе

Екатерина БОГДАНОВА

В этом году ему исполнилось бы не так много лет – всего семьдесят – если бы тогда, в восьмидесятом, он не умер в собственной квартире, а продолжал жить… Но уже завтра одна из могил на Ваганьковском кладбище, с не зарастающей народной тропой, станет местом паломничества сотен почитателей такого родного для всей страны голоса с хрипотцой и до боли знакомых стихов с бунтарскими исповедальными нотками.

О грустном дне рождения любимого многими актера и барда вспомнят и в Саратове. Однако событие, которое состоится в музее К.А. Федина сегодня, в преддверии юбилейной даты, трудно назвать рядовым. По крайней мере, для нашего города, куда часть фондов из так называемого «Дома Высоцкого на Таганке» приезжает всего во второй раз (первый случился так давно, что его уже не припомнить).

Экспозицию «Высоцкий в театре на Таганке» в музее готовили с особым трепетом. Коллекция редких фотографий Владимира Высоцкого-артиста, раритетные видеозаписи его театральных работ, некоторые сценические костюмы, в числе которых знаменитые черный вязаный свитер, джинсы и сапоги выросшего в советской эпохе Гамлета, макеты декораций, гримировальный столик Высоцкого и прочие вещицы из закулисного окружения поэта прибыли в Саратов в минувшую пятницу. С этого момента и началась работа над созданием выставки. Основную сложность для научных работников представлял отбор приехавших в огромном количестве фотографий. К сожалению, музей не может похвастаться просторными выставочными площадями, поэтому, как признается завзятый высоцковед, замдиректора по науке государственного музея К.А. Федина Ирина Кабанова, пришлось, что называется, наступить на горло собственной песне и предпочесть количеству качество, ведь столь обширной выставке предстояло разместиться в одном-единственном зале.

Впрочем, никакие чисто технические детали не в состоянии умалить значимость момента. Удивительным кажется уже то, что из всех региональных музеев, в преддверии юбилейной даты усиленно штурмовавших «Государственный культурный центр-музей В.С. Высоцкого», приоритет в борьбе за драгоценные фонды был отдан именно саратовцам. С одной стороны, решающим в этом вопросе стал предыдущий опыт сотрудничества обоих музеев. С другой, дело приняло благоприятный для Саратова оборот благодаря вмешавшемуся случаю. Сначала переговоры со столичным Центром грозили затянуться до весны: сотрудники дома-музея ссылались на приближающуюся круглую дату, по их словам, сделавшую немыслимым вывоз коллекции в более ранние сроки. Правда, потом почему-то сдались и уступили, удивив этим неожиданным согласием своих саратовских коллег.

«К счастью, такая выставка открывается именно у нас, – считает Ирина Кабанова. – И это не случайно, потому что мы уже много лет занимаемся творчеством Высоцкого. Так совпало, что музей открылся почти сразу после его смерти, в 1981 году, а уже спустя два года мы устраивали посвященные Высоцкому вечера, которые в то время пользовались фантастической популярностью: попасть на них было практически невозможно. С тех пор это одно из наших любимых имен».

Новая экспозиция в музее Федина создавалась специально с учетом того, чтобы интересной и познавательной для себя ее нашли посетители разных возрастов: не только люди, профессионально занимающиеся или давно интересующиеся творчеством полузапрещенного певца эпохи, но и те, для кого узнаваемый хрипловатый голос, с катушек и пластинок переместившийся на цифровые носители – не более, чем призрак из прошлого их пап и мам, бабушек и дедушек. Во всяком случае, устроители выставки надеются, что приуроченный к церемонии открытия рассказ о жизни Владимира Высоцкого и показ архивных видео с отрывками из сыгранных им театральных ролей, большей частью собранных по материалам его зарубежных гастролей (как известно, советское телевидение сценические работы Высоцкого практически не запечатлевало), сделают неординарную личность актера и барда чуть ближе и понятней для молодежи.

Организаторы с особым тщанием подошли и к выбору тематики для экспозиции. Она и узка и необычайно широка одновременно. Театру на Таганке, теперь уже прочно ассоциирующемуся с фигурой Владимира Семеновича, Высоцкий не изменил на протяжении шестнадцати с половиной лет, с тех самых пор, как однажды появился в нем еще начинающим актером. Не случайно на вопрос о том, мог ли состояться театр без Высоцкого, он всегда довольно резко отвечал, что это Высоцкого могло бы не быть без театра. «У Высоцкого была возможность проиграть в этом театре великие поэтические тексты, – говорит Ирина Эриковна. – Он играл Есенина, Маяковского, Вознесенского, Шекспира… И играл так, как, может быть, не поэт сыграть бы не смог. Благодаря этой выставке у нас есть уникальная возможность поговорить не только о театре Высоцкого, но и о нем как о личности, как о поэте. Потому что его роли рождали стихи. Огромное количество самых серьезных его вещей родилось после этих спектаклей».

Помимо отснятых на видео эпизодов из «Десяти дней, которые потрясли мир», «Гамлета», «Доброго человека из Сезуана» Брехта и прочих спектаклей с участием самого Высоцкого, посетителям выставки покажут и своего рода посмертную театральную работу – отрывки из постановки «Владимир Высоцкий», сыгранной сразу после смерти певца и актера его друзьями, артистами театра на Таганке.

«Высоцкий в театре на Таганке» пробудет в Саратове не так долго, как того бы хотелось – всего до середины марта. Как объясняют организаторы, сам музей был бы не прочь продлить уникальную выставку еще на несколько месяцев, однако столь жесткие сроки стали непременным условием заключенного с Домом Высоцкого договора. Посему желающим попасть на экспозицию не стоит откладывать дело в долгий ящик.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=28012008180116&oldnumber=428