"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 3 (428) от 24.01.2008

История

Памятные места Саратова

Юрий ЧЕРНЫШОВ

Саратовская Театральная площадь – место сосредоточения множества памятников, посвященных тем или иным историческим событиям. Она – настоящее памятное место. Даже не считая памятников архитектуры, на ней и прилегающей территории находится 7, а если приглядеться, то 10 памятников

(что не бесспорно) и укреплено 9 памятных досок.

Но площадь заслуживает большего. Дело даже не в количестве памятников. А в том, что иные памятники имеют свою историю, порой поучительную не менее, чем события, которым они посвящены. Это, так сказать, вторичная история. К сожалению, эта сторона, как правило, совершенно не отражается нигде, кроме как в специальной литературе. Между тем, для воссоздания исторической памяти кажется важным, чтобы история была представлена не только молчаливыми сооружениями, излагалась не только экскурсоводами, но и являлась в общедоступных текстах, размещаемых на таких памятниках. Редакция намерена частично компенсировать это упущение.

Центральная площадь Саратова – Театральная, не может похвастать таким же количеством памятников, как, например, во Львове. Однако она не менее памятное место города, чем площади других исторических городов. Обидно, однако, то, что здесь в забвении находятся даже те сооружения, которые представляют историческую ценность.

В иных серьезных краеведческих изданиях утверждается, что до 1911 года в Саратове не было памятников, и первым таковым стал памятник царю Александру II, воздвигнутый около сквера Липки. Заявляя так, краеведы имеют в виду памятные скульптурные композиции, посвященные той или иной личности и ее же, личность, изображающие. Но с не меньшим основанием к памятникам следует отнести и те, которые посвящены историческим событиям, связанным с судьбой личностей. И тогда краеведческая картина меняется: самым старым памятником в Саратове следует считать часовню на Театральной площади, первый раз поставленную в 1869–1875 годах. Часовня также связана с Александром II. Она поставлена в память о счастливом избавлении 4 апреля 1866 года государя императора, царя-освободителя крестьян от крепостной зависимости Александра II от пули саратовского дворянина и революционера Д. Каракозова (1840–1866 гг.). В тот день у решетки Летнего сада в Петербурге Каракозов стрелял в царя – это первое покушение на Александра II (всего их было семь). По приговору Верховного уголовного суда Каракозов был повешен. На месте покушения в 1866–1867 годах была воздвигнута часовня св. Александра Невского. В 1930 году часовня была снесена, а на решетке установлена доска в память о покушении. Историческое событие было, таким образом, переосмыслено в духе революционной идеологии, однако не предано полностью забвению.

Нигде нет объяснения, почему часовня также была сооружена и в Саратове и тоже названа именем св. Александра Невского. Уж, не во искупление ли «греха» саратовского происхождения потенциального цареубийцы (Каракозов происходил из села Жмакино Сердобского уезда, в то время Саратовской губернии)? Но, так или иначе, и хотим мы того или нет, но чисто символически часовня на Театральной площади – это (как и в Петербурге) и память о Каракозове. И она повторила участь петербургской – ее также в советское время снесли. Однако у нас и о Каракозове забыли. Может потому, что сильно прониклись ленинским «не таким путем надо идти».

Представляется, что если бы нынешняя саратовская власть всерьез была озабочена повышением туристического имиджа города, или была бы более дальновидной, она непременно установила бы если не на часовне, то где-то рядом, на какой либо памятной стенке описание истории, предшествовавшей появлению часовни в нашем городе. И ее исторической судьбе. Ведь нынешней часовне, той, что стоит сейчас на Театральной площади, всего около 10 лет.

Она восстановлена в 1998 году как часовня во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» по инициативе губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова по имеющимся рисункам и другим документам. Поначалу на стене часовни была установлена даже памятная доска, отмечающая «тщание» губернатора. Сейчас в день Крещения перед часовней выстраивается длинная очередь за освященной водой.

Но нынешнее сооружение – вторичное создание, «ремейк» по нынешней терминологии. Часовня даже стоит не так, как первичный образец – она повернута на 90 градусов против часовой стрелки. Это сделано из практических соображений – входная дверь сейчас обращена к площади, а не к практически проезжей части улицы Радищева.

Но восстановленная часовня – правопреемник того, первого памятника, о котором не следовало бы забывать. Тем более что уже выросло поколение, для которого «ремейк» не отличается от «подлинника», как не отличается в глазах множества людей воссозданный Храм Христа Спасителя в Москве от творения архитектора Тона, стоявшего когда-то на том же месте. Истории обоих сооружений сливаются в одну – историческую судьбу храма ли, часовни ли.

Создание – уничтожение – воссоздание как раз и образуют цепочку, позволяющую понять, куда мы идем.

Несколько лет назад около часовни был установлен крест – памятник создателям славянской письменности Кириллу и Мефодию. Тем самым образовался как бы двойной памятник. Уместно ли такое соединение – кто же это знает? Да и отдельная это история, о которой речь впереди.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=28012008180043&oldnumber=428