"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 3 (428) от 24.01.2008

Бизнес и Власть

Кто «развивает» антиобщественный транспорт

Пока начальник МУ «транспортное управление» гордится своими успехами, саратовцы не могут добраться до дома

Олег БЕЛЯЕВ

В канун нового года начальник МУ «Транспортное управление» Андрей Иващенко разразился похвалами в свой адрес в интервью на целый газетный разворот. Депутат и человек, «мыслящий шире директорских рамок», оказывается, сделал для развития городского транспорта столько, что его впору представлять к званию героя России. Жаль только, что его мнение не разделяют саратовцы, которым все больше кажется, что тот жалкий автотранспорт, который принято по привычке называть общественным, в любой момент может окончательно отказать.

В ожидании ГАЗельки

К девяти часам вечера прекращают работу практически все маршрутные такси города. К десяти – автобусы. Люди мерзнут в ожидании редких автобусов на отдельных маршрутах, появляющихся с интервалом от получаса до часа. Продрогшие на остановках пассажиры не знают анекдота про черную икру, которой нет в магазинах, потому что она не пользуется спросом. Их пытаются убедить, что машин нет, потому что в такое время никто в Саратове никуда не передвигается. Напоминать прописные истины, что общественный пассажирский транспорт обязан ходить до часу ночи, даже если салоны абсолютно пусты, бесполезно.

Впрочем, его, общественного пассажирского транспорта, уже давно нет. Есть пародия на него. Но не более. По признанию самого начальника транспортного управления Саратова Андрея Иващенко, едва ползающие трамваи и троллейбусы «Горэлектротранса» и составляют весь парк муниципального общественного пассажирского транспорта города. А автобусы у нас частные. И имеют они к общественному транспорту такое же отношение, как пошив панталон к космонавтике.

Главная беда состоит в том, что при нынешнем руководстве транспортного управления отрасль стала неуправляемой. В этом прямая заслуга Иващенко. Малограмотный в транспортных делах депутат, ставший во главе столь ответственного дела, слишком увлекся перетягиванием финансового одеяла на себя и тех, кто его воздвиг на данную должность. При его непосредственном участии 7 марта прошлого года был проведен конкурсный отбор перевозчиков.

В результате было нарушено хрупкое равновесие между частным характером перевозок и общественными задачами, стоящими перед пассажирским транспортом, достигнутое с большим трудом прежним руководством МУ. Читатель вправе спросить: что же произошло?

А произошло вот что. Существующая система складывалась годами. Частники постепенно заполняли бреши, возникшие в перевозке пассажиров. Они медленно расширяли свое дело. И главным образом, шли по пути развития ГАЗельного движения. Почему? Во-первых, после бума на подержанные автобусы ГАЗели стали намного дешевле этого машинного «секонд-хенда». Во-вторых, ГАЗелью может управлять менее квалифицированный водитель. А после разрушения областной системы пассажирского транспорта у нас шоферов высоких категорий практически не осталось. В итоге мартовского отбора произошел практически переворот. Количество перевозчиков резко возросло. Причем, десять «новичков» оказались не имеющими ни производственной базы, ни подвижного состава. При этом комиссия, которую с такой гордостью ныне возглавляет Иващенко, попросту проигнорировала письмо заместителя начальника ГУВД по Саратовской области Б. Орлова и документы из ГИБДД. А из них следовало, что почти половина участников не имеют права вообще участвовать в конкурсе. Они представили фиктивные сведения о своих предприятиях, а некоторые совершили такие нарушения закона, которые по действующим Правилам, утвержденным гордумой, не позволяют им участвовать в конкурсе. Их «производственная база» – блокнот и авторучка.

К слову говоря, только что стало известно: г-н Иващенко уже назвал ряд перевозчиков победителями еще не состоявшегося конкурса. Вот список облагодетельствованных: «АРиАЛ», «Транссервис», САП–2, СГЭТ, СПАТП–4 («Межгортранс»), СПОГА–2 и ИП «Данилов».

А чего стоит работа-перепродажа частным предпринимателям путевых листов и билетов. Они не способны проводить техосмотры и обслуживание, осуществлять медицинский контроль состояния водителей. Совершенно очевидно, что эти «победители» способны выступать только в качестве посредников, которые, как известно, на рынке лишняя обуза, взвинчивающая цены.

Мы наш,

мы новый автобусный мир построим!

Но именно в пользу этих перевозчиков отобрали большое количество графиков у таких крупных специализированных предприятий Саратова, как автокомбинат № 2 (единственное предприятие, имеющее теплые боксы на зимний период) и САТО. А также у ИП «Сафронов» и ООО «Монолит». При этом было нарушено общепризнанное правило, когда все машины, необходимые для создания установленного интервала движения (графика) на каждом маршруте, следует сосредоточить в одних руках. Графики маршрутов были разодраны и поделены между разными перевозчиками. Такой практики нет нигде, кроме Саратова. Почему сделано это? Раньше у нас было 14 перевозчиков. Сегодня – 28. Вновь пришедших на рынок надо было наделить маршрутами и графиками. За получение чужих графиков разразилась настоящая битва. Кто такой перевозчик? Это, по сути – парк, база, где ночуют и обслуживаются автобусы. Не имеющие базы перевозчики начали широко привлекать владельцев ГАЗелей, которые никогда прежде не обслуживали пассажиров. Привлекали не бескорыстно, а за солидную мзду. В результате сегодня на маршрутах города появилось машин намного больше, чем требуется. А графики по нескольку раз сменили своих перевозчиков.

Между старыми и вновь привлеченными водителями постоянно возникали споры, доходящие до кровавых разборок. Ситуация и до сего дня критическая. Заработки частных предпринимателей, и без того небольшие, резко упали. Некоторые из них разоряются. Водители, которых сильно не хватает, уезжают из Саратова. А те, что остались, работать допоздна не желают. Ибо после поборов со стороны транспортного управления, резко повысившего стоимость маршрутных листов, даже на серую зарплату ничего не остается. Транспортная сфера стала совершенно не управляемой. Однако Иващенко считает, что дело улучшается. На маршрутах, якобы, курсируют 20 «Фордов», полтора десятка «Хэндаев», 5 «Исуз» и 35 ЛИАзов. Что касается ЛИАЗов, например, то единственно где их можно увидеть – вновь открытый маршрут 18Д, но там и десятка машин нет. А где же остальные? И как вообще все эти 70 машин, немалая часть которых вмещает всего 18 человек, может заменить более 300 машин, исчезнувших с маршрутов вообще? Где же новые автобусы? Большая часть их простаивает в гаражах: нет водителей. Надежды Иващенко, что новые владельцы выложат по нескольку тысяч за повышение квалификации шоферов до автобусного уровня, не оправдались. Подготавливать уже некого и не из кого.

Как новация преподносится то, что часть машин оказалась на вновь открытых маршрутах. Но они дублируют и отнимают пассажиров у уже действующих, и в том числе, что особо недопустимо, у электротранспорта. И это лучшая иллюстрация решения транспортных проблем и использования инвестиций в Саратове.

Вот и вся арифметика, которая сплошь лукавство, либо полное незнание дела. Не знает человек, мыслящий «шире директорских рамок», что когда транспорт был государственным, парки ежегодно получали не три автобуса в месяц, как он утверждает, а до 150 в год. И даже с 2000 по 2005 годы обновлялось в среднем до 100 единиц подвижного состава. Справедливости ради надо отметить, что за последние годы город получил более 200 комфортабельных автобусов, которые спасли его от транспортного коллапса. Это в основном низкопольные «Мерседесы», разработанные специально для городских маршрутов, которые по комфортабельности, вместительности и эксплуатационным качествам не уступают ЛИАЗам.

Враги не дремлют,

ряды их растут

Как утверждает Иващенко, все было бы хорошо, если бы не четверка перевозчиков, которая выдвинула судебные иски. Но с ними удалось, дескать, договориться.

В качестве примера приводит автокомбинат № 2, которому вернули все графики. И даже добавили новые. А вот с ИП «Сафронов» «договорились» так, что он, по сути, ликвидирован. Не работает САТО, которое, по словам Иващенко, не готово к сотрудничеству. То же самое происходит с ООО «Монолит-Авто», обвиненном в аффилировании с прежним руководством. А ряды «врагов» растут.

МУ приложило немало сил, чтобы прикрыть ООО «Фаворит» и «Автолидер». Недавно в черный список пополнили ООО «Коннел», «Вираж – ПС» и «Альянс-авто». Их намечено «ликвиднуть» за нетяжкие ДТП, совершенные некоторыми водителями. В то время, как «друзья» любителя-законника Иващенко, вроде «АРиАЛа», имеющего производственную базу в виде одной комнаты в бывшем СПАТП–4, в котором зафиксированы не только дорожные происшествия, но и кровавые разборки, ходят в любимцах и живут без проблем.

Характерно, что прокуратура не заступилась ни за кого, кроме автокомбината № 2. В связи с чем возникает вопрос: нет ли у заместителя прокурора области Тимура Маслова тут каких-либо интересов или весь порох на салют ушел? И до остальных руки не доходят?

Недавно состоялся долгожданный арбитражный суд. Его решение в высшей степени поучительно. Он установил следующее. Октябрьский конкурс 2006 года проведен без каких-либо нарушений. Так что все претензии и судебные иски к прежнему руководству транспортного управления объявлены недействительными. В этой связи весьма логичным было бы из-за постоянных скандалов, регулярно возникающих по итогам мартовского конкурса 2007 года, вернуться к предыдущим результатам. И с этих позиций пересмотреть его итоги, а также всю последующую «работу» транспортного управления и его нового главы.

Но, увы, ничего этого мы не видим. А только слышим причитания Иващенко о том, что надо изменить «Положение об организации транспортного обслуживания населения в Саратове». Но дело, как говорится, и ныне там, хотя его рассматривают уже почти полгода.

Мы обратились к депутату городской думы Александру Гришанцову с просьбой прокомментировать, из-за чего происходят задержки с утверждение нового проекта. Вот что он сказал: «Новый проект был рассмотрен комиссией по транспорту еще 20 сентября прошлого года. Однако Владислав Забровский, руководитель юридической службы гордумы, посчитал, что проект нуждается в существенной доработке. Контрольно-счетная палата Саратовской городской думы высказалась еще жестче, заявив, что документ состыкован из противоречий, а область регулируемых им отношений однозначно не определена: «Предлагаемые в положении понятия не совпадают по смыслу с одноименными понятиями действующих федеральных и областных законов». В проекте постоянно смешивается исполнительно-распорядительная деятельность администрации города с деятельностью неопределенного круга иных субъектов. В результате получается, что «организатором пассажирских перевозок» является ни кто иной, как ... сама администрация города. А также уполномоченным органом, который к тому же сам себя и уполномочил.

Дело вообще дошло до абсурда, поскольку понятие «перевозчик», который является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в проекте оказалось идентичным понятию «пассажир». Проект был отклонен. Довести его до кондиции должна рабочая группа, которую предложено возглавить мне. Однако все наши наработки насчет необходимых поправок господином Иващенко и группой сплотившихся вокруг него членов комиссии фактически саботируются. И дело постоянно пробуксовывает...»

Судя по всему, пора принципиально решить, как работать дальше. Либо довести до ума и принять новое Положение, либо работать по-старому. Но пока комиссия сидит между двух стульев, Иващенко очень хочет оттягать у области хоть какие-нибудь автобусные парки. Вроде бы для того, чтобы поставить туда еще некупленные несколько муниципальных автобусов. Это, мол, позволит уменьшить расходы на содержание общественного транспорта. Хотя в затее больше проглядывает увод областных денег в частные карманы. Пассажирам же от этого вряд ли станет легче. Удивляет позиция областного Минтранспорта. Оно давно занимается только межрайонными перевозками людей, полагая, что не имеет права вмешиваться в дела муниципального самоуправления. Хотя, по положению, никто ему не запрещает сказать свое веское слово по поводу того безобразия, которое творится в городах и особенно в Саратове. Не говоря уже о необходимости навести порядок.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=28012008175436&oldnumber=428