"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 45 (425) от 27.12.2007

Худсовет

Танго на пальцах

Екатерина БОГДАНОВА

В минувшие выходные в закулисном мире Саратова состоялось еще одно событие. На сей раз оно «свершилось» в творческой мастерской академического театра оперы и балета, выпустившего на сцену экстравагантное попурри из ритмов танго и танцевальной пластики в премьере балета «Мистерия Танго».

В день генеральной репетиции спектакля сразу двумя актерскими составами от выходящих из-за кулис солистов балета с ходу пришлось услышать одну-единственную жалобу – по поводу «странноватых» костюмов. На самом деле проникнуться чувствами артистов смог бы, наверное, даже не побывавший на показе зритель. Шутка ли, в кои-то веки увидеть на сцене балерин без пачек, а солистов балета и того хуже – в образе аргентинских танцоров со всей присущей этому делу атрибутикой: хоть и обтягивающими, но брюками и приличествующим им столь же тесным «верхом», с ним, впрочем, как будто бы было проще. Посмущали слабые нервы публики и танцовщицы: не столько фривольностью знойных нарядов, сколько подспудно возникшим ощущением, что плотно облегающие платья слегка сковывают их движения. К вынужденному авангарду и режиссерским причудам труппа привыкает до сих пор, и ничего удивительного в том, что процесс этот оказался болезненным.

Впрочем, классические балетные па вписываются в контекст постановки еще меньше, чем классические костюмы. И дело не только в том, что звучащие под фонограмму различные вариации на тему аргентинского танго (кстати, принадлежащие известному аргентинскому музыканту и композитору Астору Пьяццолла), заставляют пары, скорее, динамично отплясывать, а не плавно кружиться. Постановка необычна, прежде всего, тем, что над ее созданием трудились сразу два балетмейстера: штатный мэтр театра Валерий Нестеров и приглашенный хореограф академдрамы Алексей Зыков.

Судя по всему, именно участию последнего балет обязан появлением в танце некоторых жестких, больше подходящих к сопровождению драматической игры движений. Впрочем, получившийся в итоге контраст в деле смотрится весьма эффектно. Как признается сам Валерий Нестеров, как раз такого результата он и добивался за счет нарочитого смешения стилей: «Ставить вдвоем спектакль очень сложно. Периодически возникали противоречия, но мы их решали. Я думаю, зрителю будет интересно и не утомительно смотреть конечный продукт. Потому что здесь есть все и для любителей балета, и для любителей танго, и для поклонников шоу или мюзикла. Нам самим приходилось придумывать хореографический язык. Никто в мире больше не танцует танго на пальцах».

Карнавальная составляющая присутствует в балете как раз-таки в расшитых блестками костюмах и феерических декорациях. Обязательный атрибут танго, расставленные по сцене стулья, пожалуй, единственный «реалистичный» элемент декора сцены. Необычный, выдержанный в красных тонах колорит, больше напоминающий стиль диско, стал очередным творением теперь уже «заслуженного» (этого звания он удостоился одновременно с Валерием Нестеровым в начале декабря) художника-постановщика Сергея Болдырева.

«Мне приходилось видеть номера на музыку аргентинского танго, – говорит Валерий Нестеров. – Несколько лет назад я сам поставил три таких номера. Но развернутого сюжетного спектакля, такого как у нас, пока нет нигде».

Видимо, миссия первопроходцев, которую взял на себя театр, обязала авторов действа не делать постановку чересчур затянутой. И это, безусловно, выигрышно, ведь любой танец, даже быстрый, продолжающийся до бесконечности, способен утомить. Более того, уже во втором действии бодрое начало, динамика музыки и движений уступают место тягучей плавности. При этом за выступающей на первый план сюжетной линией ритмы аргентинского танца как будто сбиваются и теряются.

Принцип стертости граней, на который опирается постановка, в равной степени присущ и сюжетному замыслу. Как таковой он вообще отсутствует и больше напоминает карандашный набросок. Танцующие в беспорядке пары играют роль некоего фона, на котором всплывают отдельные картинки из воспоминаний одинокого человека, называющегося Жигало (в данном контексте подразумевающего не более чем виртуозного танцора). Остальных главных действующих лиц немного, да и те не имеют собственных имен, своей безликостью напоминая маски: Возлюбленная, Неизвестный, Судьба, Мальчик. Все это призраки из прошлого великолепного танцора, которым Жигало когда-то был.

Но что-что, а плакать после премьерного просмотра точно не хочется. И это радует больше всего.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=7012008163106&oldnumber=425