"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 45 (425) от 27.12.2007

Чистый Город

Александр Фролов: «Против хамства и спеси чиновника есть только контроль и гласность»

Беседовал Петр КАШИН

Что представляет собой власть в Саратове? Вопрос вроде бы не новый, но по-прежнему актуальный. На эту тему корреспондент газеты «Богатей» беседует с председателем правления Саратовского регионального общественного движения «Чистый город», доктором технических наук, заслуженным деятелем науки России Александром Васильевичем Фроловым.

Корр.: Итак, речь идет о власти. Как она, по Вашему мнению, работает в городе?

А. Фролов: Чтобы ответить на Ваш вопрос, хотелось бы конкретики: что или кого Вы считаете властью в городе.

Корр.: Давайте конкретно. Начнем с того, что было. В настоящее время часто вспоминают бывшего мэра. Так вот, власть в городе при мэре Ю.Н. Аксененко была или её не было?

А. Фролов: Если Вас интересует деятельность исполнительной власти и работа администрации города, то можно сказать, что деятельность администрации при Юрии Николаевиче условно можно разбить на два периода. Первый – с 1996 года по 2002 год, и я считаю, что в этот период властные полномочия были реально в руках мэра, что характеризовалось довольно четким выполнением подчиненными как должностных своих обязанностей, так и поручений мэра.

Второй период – с 2003 по 2005 годы – уже характеризовался постепенной, но явной потерей возможностей мэра руководить администрацией, так как сначала единицы, а затем и большинство руководителей подразделений практически стали игнорировать и выполнение своих прямых должностных обязанностей, и поручения мэра. К этому времени в администрации появились люди, которые не только саботировали указания мэра, но могли себе позволить открыто высказаться, что мэр им не хозяин. Влияние на администрацию, считайте власть, Юрий Николаевич фактически утратил минимум за год до своей «добровольной отставки».

Корр.: А Вы могли бы привести примеры так называемого саботажа работников администрации?

А. Фролов: Я приведу примеры, но с точки зрения ранее действующего депутата, избранного по Волжскому району в мае 1998 года. После выборов я с энтузиазмом взялся исполнять депутатские полномочия: в частности, объезжал округ, организовывал сходы (собрания) граждан для выяснения сложившихся у людей проблем. На эти сходы приглашал руководителей района и города, и все приглашенные приезжали, отвечали избирателям на вопросы, иногда решали вопросы на месте. А на сход в поселок Зональный удалось пригласить и самого мэра, и в результате была решена актуальнейшая проблема – вопрос по водоснабжению поселка. В те годы не помню случая, чтобы хоть кто-то не дал ответа на письменный запрос депутата. Нельзя сказать, что исполнение было мгновенным, но решения многих вопросов можно было добиться, и мы добивались. Со стороны городской думы депутаты вели жесткий контроль за работой администрации, и эта деятельность была результативной.

Но с каждым годом исполнительская дисциплина в администрации ослабевала и контроль со стороны думы становился все менее эффективным. Уже с 2003 года добиться выезда чиновника на встречу с населением стало фактически невозможно. Депутатские запросы стали игнорировать, как и жалобы населения. Вот запись из моего еженедельника, датированная февралем 2004 года. На совете городской думы в присутствии мэра я сказал: «Сотрудники администрации перестали исполнять решения думы, откровенно их саботируя. Порядка 70 % депутатов недовольны созданной ситуацией, остальные проявляют безразличие. Обстановка критическая. Любого срыва достаточно для «взрыва» в думе, а последствия приведут к смене власти в городе». Еще раз хочу отметить, что депутаты неоднократно говорили мэру, что, прикрывая нерадивых чиновников и откровенных жуликов, он сам себе роет яму. Мэр нас не услышал, а последствия всем известны.

Корр.: Ведь против него возбуждено уголовное дело.

А. Фролов: Вы знаете, я не разделяю радости некоторых журналистов по этому поводу и не понимаю откровенного злопыхательства вокруг этой темы.

При несовершенстве существующего законодательства всегда можно найти повод для возбуждения уголовного дела против любого. Но выборность жертвы и явная запоздалость реагирования свидетельствует, на мой взгляд, только о заказном характере действия.

Я убежден, что прокуратура обязана была пресекать незаконные действия, если таковые были, а не накапливать компромат годами и ждать необратимости процессов.

Корр.: Но речь идет о конкретных нарушениях мэра, связанных с отводом земельных участков. Или Вы считаете, что Юрий Николаевич невиновен?

А. Фролов: Мне не хотелось бы повторяться, но отмечу еще раз, что при несовершенстве законодательной базы по формальным или надуманным признакам можно опротестовать или отменить фактически любое постановление, было бы желание или деньги. Выборность отменяемых по протесту прокуратуры постановлений, зачастую через несколько лет после их выхода, то есть когда давно прошли все сроки исковой давности, только убеждает в заказном характере этих дел и обеспечивает возможность банального и даже плохо скрываемого передела имущества. А что касается вопроса виновности или невиновности человека, то, слава Богу, не нам с Вами решать, а суду, надеясь на его неподкупность и возможность устоять под нажимом заказчиков этих дел и прокуратуры.

Корр.: Давайте вернемся к вопросу власти в городе. Прошел период плохого руководства, пришли новые руководители. Власть в городе появилась?

А. Фролов: В корне не согласен с тем, что абсолютно все было плохо. Плохо то, что мы не смогли повлиять на негативные процессы и не остановили развала администрации. Плохо то, что Юрий Николаевич, выработав свой ресурс, видно, не понял этого, не смог вовремя уйти. Плохо, что та же прокуратура наблюдала за деятельностью администрации и фактически не реагировала на происходящее.

Но хватит о прошлом. Давайте закроем эту тему и перейдем к настоящему.

А настоящее, мягко говоря, не радует. После отставки Юрия Николаевича, и что бы ни говорили, опытного руководителя, и зачистки его команды, в городе наступили откровенные смутные времена, хотя некоторые их и называли новыми временами. Такое впечатление, что на всех нас какое-то затмение нашло.

Первое – пришествие Олега Васильевича Грищенко. Кричали «Ура!». Вот он – молодой, крепкий, наиболее смелые называли его даже умным и талантливым руководителем, а сам О.В. назвал себя скромно «проектом партии». Но буквально через несколько недель его правления, как только Грищенко О.В. пообещал нам всем вместе с городом оказаться в том месте, на котором он сидит, восторги публики резко пошли на убыль. А сам глава стал метаться – то о партии вспомнит, то к Фейтлихеру, то к губернатору, а то и в Москву. В такой обстановке не до работы, тут бы своё не растерять.

Корр.: Ну, ладно, Грищенко молодой, неопытный. Но ведь ему в помощь выбрали опытного Романова Н.С. Дополняя друг друга, они могли бы работать на благо города, и работа могла бы пойти.

А. Фролов: Могла бы, да не пошла. У Романова, как выяснилось, реальной власти вообще и не было. Формально избранный, а фактически являясь назначенцем, он абсолютно ничего не решал, так как даже кадровые вопросы принимались за него. Исход был предсказуем. Он пришел ниоткуда и ушел в никуда, так ничего полезного для Саратова и не сделав.

Корр.: А что же все-таки с властью? Грищенко постоянно заявляет, что у него все в руках и под контролем.

А. Фролов: А что ему еще остается делать, как ни заявлять. Я подчеркиваю: власти у него нет, так как фактически нет подчиненных, а в администрации на руководящих постах, за исключением двух-трех глав районов, в основном назначенцы Фейтлихера. Как Вы думаете, на кого они работают? В городе же проблемы пока не решаются, а накапливаются. Те же, кто мог бы что-то изменить, пока созерцают и, видно, очередной раз накапливают материалы, наверное, для новых уголовных дел. И здесь не лишним будет отметить, что далеко не всем удастся съехать в Израиль или еще куда, большинство останутся здесь, здесь и ответят.

Корр.: А что Вы можете сказать о конфликте Грищенко с руководством партии «Единая Россия»?

А. Фролов: Всех нюансов этого, как Вы выражаетесь конфликта, не знаю, но по поступкам Грищенко О.В. и по неоднократному и демонстративному игнорированию им решений политсовета партии, могу сказать, что такие понятия, как партийная дисциплина и соблюдение устава партии, ему чужды. Следует отметить, что есть примеры, когда за разовые аналогичные нарушения исключали из партии. А суть так называемого конфликта, на мой взгляд, заключается в сопротивлении контролю в любых формах за действиями администрации и за его деятельностью, включая и контроль со стороны партии. И с целью исключения самой возможности такого контроля было сделано всё для раскола фракции ЕР в городской думе и создания в ней группы «здравомыслящего большинства». Но отсутствие исполнительской дисциплины и контроля и привело к царству хаоса как в финансовой сфере, так и в системе управления городом.

Корр.: Хорошо. И что же мы имеем в настоящее время? Я опять же о власти в городе.

А. Фролов: А мы все имеем отсутствие власти в городе как таковой и процесс окончательного растаскивания городского имущества. И ничего хорошего в этой ситуации, конечно, нет. Я разделяю мнение автора статьи в «МК в Саратове» от 10–17.01.2007 г.: «…Саратов как был дойной коровой для правящих кланов, так и остается, и при такой философии власти города жителям нечего ожидать кроме дальнейшего обнищания». Житель же со всеми своими проблемами опять остался за чертой интересов власти, так как ни до кого со своими бедами не может достучаться. Но я убежден, что эта практика скоро изменится. Она просто не может не измениться, и неизбежно изменится к лучшему.

Корр.: Ну а как же с решением накопившихся проблем? Их решать-то будут? Или все уйдет в «свисток»?

А. Фролов: Мы давно привыкли слышать, что в России только две основные проблемы: дураки и дороги. Из этой фразы, которая носит характер аксиомы, уже не поймешь, что же нам мешает хорошо жить – наличие дураков или отсутствие дорог? Но кроме этих проблем, которые наше общество никак не преодолеет, есть, оказывается, и много других. Обозначим пока только еще две.

Первая – это ошибки экономики, как в стратегии, так и в тактике. Вторая – это равнодушный чиновник, ни за что не отвечающий и всегда готовый угробить любую здоровую инициативу, от кого бы она ни исходила.

Корр.: Давайте первую тему сегодня обсуждать не будем, а разовьем вторую.

А. Фролов: Давайте, так как я убежден, что именно безразличным чиновникам мы обязаны гнилыми коммуникациями – вода и дерьмо, извините за резкость, текут чуть ли не по каждой третьей улице и годами стоят в подвалах жилых домов. «Пробками» уже фактически парализован транспорт… Протекают крыши, без воды и тепла сотни квартир, а те, кто за это отвечает, ничего не делают, созерцают, а главное и не отвечают за созданный ими же бардак. Вот только два февральских сюжета из передачи «Вести в Саратове, ГТРК «Саратов»: пос. Юриш – водоснабжение квартир отсутствует 2 месяца, достучаться до чиновника не удается; ул. Лунная – 4 года без горячей и холодной воды. Чиновники отчитались, что дом отремонтировали, но жители говорят, что стало еще хуже.

К этим фактам можно добавить факты из пос. Увек. Жители домов по 4-му Увекскому тупику из-за заместителя председателя комитета по капитальному строительству администрации города А. Носова в этом году остались вообще без отопления, а это десятки квартир. Более 4-х лет текла по улицам питьевая вода в поселке ЦДК из-за порыва трубы диаметром 200 мм. И таких примеров сотни. Куда только жители ни обращаются, их никто и нигде не ждет, но все службы ЖКХ ждут, чтобы житель исправно оплачивал не оказываемые ему коммунальные услуги по чудовищно завышенным тарифам.

Чиновников в последние годы стало в городе в два раза больше, затраты на их содержание увеличились в разы и достигли сотен миллионов рублей в год, а положительных действий со стороны чиновников стало в разы меньше.

Такое впечатление, что в Саратове образовался какой-то новый класс чиновника, у которого напрочь атрофировались такие чувства, как стыд и совесть, а от вседозволенности и безнаказанности потерян даже страх. Они ничего не боятся и, по моему мнению, у них исчез даже инстинкт самосохранения. Да и чего им бояться, ведь доходы чиновника фактически не зависят от его деятельности. Даже если он ничего не производит, кроме собственного навоза, как говорил о буржуях классик марксизма, он всё равно получит свое денежное содержание со всеми доплатами. Я назвал денежным содержанием средства, которые получает чиновник, не случайно, так как то, что он получает, назвать заработанной платой просто язык не поворачивается.

Корр.: А Вы знаете, что в Твери за передачу имущества МУПов коммерческим структурам и за повышение тарифов ЖКХ осудили группу депутатов городской думы?

А. Фролов: Знаю, но меня как-то больше интересует то, что делается в родном Саратове. Кстати, можно сказать, что до 2006 года не было случая, чтобы депутаты не снижали тарифы на ЖКУ, внесенные администрацией. Но с 2006 г. многие тарифы были отданы на откуп администрации, а результат такого принятия тарифов люди узнают из квитанций на оплату ЖКУ. Наши «здравомыслящие» депутаты самоустранились от функции защиты населения и от контроля за объективностью оценки экономической обоснованности принимаемых администрацией тарифов. А в бесконтрольно принимаемые тарифы, как известно, закладывается коррупционная составляющая для формирования конвертов с денежными знаками.

Корр.: Ну, а кроме ЖКХ, где еще люди сталкиваются с произволом чиновников?

А. Фролов: Город продолжает утопать в трущобах и развалюхах, а застройщику в Саратове искусственно создают препятствия. Эта система подножек и вымогательства отработана уже до автоматизма. С этим беспределом сталкиваются практически все: от пенсионеров, пытающихся оформить земельный участок под своим домом, простоявшим несколько десятков лет, до тех, кто пытается построить в городе хоть что-то новое. Те, кто еще не прошел эту карусель, попытайтесь хотя бы начать с оформления кадастрового плана. Здесь система такая: сначала заплатите ООО «Городской центр геодезии и землеустройства» деньги, 100 % предоплаты, и попробуйте получить работу. Уверяю Вас, ноги сотрете, пока добьетесь результата. Потом подготовленные документы сдаются на утверждение в территориальный отдел № 1 управления «Роснедвижимости». Готовьтесь и здесь месяцами ходить в эту замечательную организацию за ни чем не гарантированном результатом.

А законодательные противоречия в этой сфере – питательная среда как для чиновников, так и для работников прокуратуры. Всегда можно найти повод для «наезда» и возможность затормозить оформление постановлений на выделение земельного участка, на отселение или строительство и ожидать вознаграждения, а можно «отжать» фактически на любом этапе уже отведенный застройщику участок и передать его благодарному конкуренту.

Проанализируйте иски, поданные прокуратурой в Арбитражный суд по постановлениям о выделении земельных участков в последние два-три года. Их выборочность из общей массы свидетельствует о явно заказном характере этих дел. Схема простая: заказчик, используя неравнодушного к нему прокурора, готовит документы для иска, и прокуратура эти иски направляет в суд.

Корр.: Уж очень Вы резко, Александр Васильевич. Не боитесь?

А. Фролов: Не боятся, судя по заявлениям, только Жириновский с Фейтлихером.

Но никаких тайн и секретов я в нашей беседе не открыл, т. к. все изложенное уже давно обсуждается, в том числе и в СМИ. Да и шила, как говорится, в мешке не утаишь. Тайное все равно станет явным, ведь Бог, как известно, шельму метит.

Корр.: Мы выяснили, что безразличный чиновник, на каком бы посту он ни сидел, является тормозом реформ, проводимых в стране. А что же может изменить ситуацию?

А. Фролов: Ситуацию, по моему мнению, в корне изменить можно резко сократив сам аппарат чиновников, ведь, как Вы выразились, сотни тысяч их сидят, сидят и не работают; работу чиновника необходимо напрямую завязать с результатом его труда (нет результата – нет оплаты); в состав конкурсных комиссий по подбору кадров необходимо вводить психологов, которые могли бы на подступах «выбраковать» претендентов на должности при выявлении в них признаков равнодушия; регламентировать деятельность чиновника с указанием сроков исполнения поручений и ответственности за неисполнение; запретить практику передачи чиновнику жалоб на действия этого чиновника.

Корр.: Так мы договоримся до возрождения практики товарищеских судов или партконтроля.

А. Фролов: А что? Идея возрождения партконтроля мне нравится, так как знаю, что раньше этой структуры нерадивый чиновник боялся больше, чем своего начальника и работников ОБХСС. Партийный контроль мог бы остановить многих казнокрадов.

Считаю, что не последним аргументом для любого чиновника является публичная оценка его деятельности. Население должно знать своих «героев». Надо называть конкретных людей пофамильно, кому мы обязаны протекающими годами крышами, высокими тарифами на ЖКУ, убожеством дворов, подъездов, подвалов и так далее.

Только контролем и гласностью можно изменить ситуацию. Как бы ни кичился чиновник безнаказанностью в своем кабинете, вытащите его на свет, на всеобщее обозрение, и куда денется его спесь и хамство.

Корр.: Наступает Новый год. Что же нас ожидает в 2008 году?

А. Фролов: Я Вам «секрет» открою. В 2008 году у нас в стране будет новый президент и новое правительство во главе с новым премьер-министром. Партия «Единая Россия» вместе с руководителями страны продолжат работу, направленную на выполнение социальных программ, и обеспечат контроль за их исполнением. А наша с Вами задача – помочь в решении этих программ, а не выполнять роль наблюдателей.

Сменится «власть» и в Саратове, так как победившая партия вряд ли будет ждать окончательного расцвета талантов Олега Васильевича Грищенко и его партнера Леонида Натановича Фейтлихера.

Новые и, надеюсь, наконец-то профпригодные руководители города проведут аудит деятельности «власти» за последние два года. Уберут руководителей комитетов, обслуживающих только бизнес-интересы прежних начальников. Наверняка мы услышим о новых «громких» уголовных делах, основанных на деятельности уже бывшей администрации города. А мы с Вами не должны давать возможность пока действующим «здравомыслящим» окончательно угробить город.

Для того, чтобы в городе хотя бы что-то осталось для жизнеобеспечения населения, я обращаюсь к руководителям прокуратуры и лично к прокурору области Е.Ф. Григорьеву с просьбой принять меры по сохранению еще оставшегося муниципального имущества города вплоть до его ареста в судебном порядке, иначе новым руководителям уже нечем будет управлять. Причем сделать это нужно уже сегодня, так как завтра будет поздно.

Корр.: Вот на этой оптимистической ноте давайте и закончим это интервью, а продолжим разговор о работе других ветвей власти уже в следующем году.

А. Фролов: Давайте. Только разрешите мне в этом году поздравить своих земляков с предстоящими праздниками.

Земляки!

Всем Вам счастья в Новом году! Уюта в домах и неизбежности успехов в делах. С искренним уважением

Александр Фролов

Беседовал Петр КАШИН

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=7012008162046&oldnumber=425