"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 44 (424) от 20.12.2007

Худсовет

Потерявшие лето

Екатерина БОГДАНОВА

Казалось бы, очередное творение Академдрамы – премьеру пьесы «Немного о лете» молодой актрисы и драматурга Екатерины Ткачевой, генеральная репетиция которой состоялась на малой сцене театра в прошлую пятницу, критики должны были бы принять «на ура» уже потому, что свою роль в узнаваемой зарисовке из жизни обыкновенной постсоветской семьи в нескольких поколениях увидел сам худрук драмы Григорий Аредаков. Хотя это не единственный аргумент.

Казалось бы, очередное творение Академдрамы – премьеру пьесы «Немного о лете» молодой актрисы и драматурга Екатерины Ткачевой, генеральная репетиция которой состоялась на малой сцене театра в прошлую пятницу, критики должны были бы принять «на ура» уже потому, что свою роль в узнаваемой зарисовке из жизни обыкновенной постсоветской семьи в нескольких поколениях увидел сам худрук драмы Григорий Аредаков. Хотя это не единственный аргумент.

Вдумчивая работа уже успевшего прижиться на саратовских подмостках столичного режиссера Марины Глуховской и впрямь отчетливо выбивается из феерий студенческих постановок, разнообразивших репертуар театра в новом сезоне. Сравнивать, пожалуй, неуместно, но после просмотра новинки трудно отделаться от мысли, что возникающий контраст требует от зрителя определенной подготовки восприятия.

Не иначе, как специально для случаев, когда зрительское восприятие, по тем или иным причинам, подготовиться все же не успело, в выпущенной театром программке название спектакля соседствует с пометкой «символическая пьеса». Хотя заподозрить в постановке полное отсутствие символизма и без того сложно. Мало того, что в сюжете проглядывает нечто чеховское, так акцент на глубоких «подводных течениях» не упустила случая сделать и декоратор спектакля – художница Ольга Герр. По ходу действия пьесы – а в основном события разворачиваются на кухне дачи пожилой четы Орловых – оформление сцены остается практически неизменным. За исключением того, что распахнутая кем-то из персонажей дверь на террасу внезапно открывает вид чуть ли не на вишневый сад. Терраса долго остается открытой и занавешивается лишь в самый кульминационный момент действа – взросления внучки профессора Орлова (Григорий Аредаков) Маши или Пигалицы (Зоя Юдина). О времени года, кстати, свидетельствуют лишь горы опавших листьев, в беспорядке разбросанных по сцене. По ним можно догадаться, что все события происходят отнюдь не летом, а, скорее, глубокой осенью. Но на поверку чуть уловимый привкус прошедшего лета едва ли так же горек, как и не сбывшиеся мечты героев.

Фабула пьесы (впрочем, как и положено глубоко символическому произведению) незамысловата. Супруги Орловы, уже вырастившие деловитую дочь Леночку (Наталья Яковлева), сделавшую успешную карьеру имиджмейкера и ставшую кормилицей всей семьи, теперь заняты воспитанием внучки Маши. Последняя воплощает в себе все черты трудного подростка и отнюдь не стремится продолжать семейные традиции немодного интеллигентства: напротив, шокируя бабушку, демонстративно курит и мечтает стать стюардессой – по выражению Клавдии Романовны Орловой (Людмила Гришина), «официанткой в общественном транспорте». Ее подростковые фантазии неожиданно поддерживает взрослый поклонник – романтик и широкой души человек, бизнесмен Александр Деген (Виктор Мамонов). Деген – вообще персонаж особый. Он может позволить себе кидаться деньгами, на основе чего даже строит свою собственную философию. Не слишком, впрочем, убедительную, потому как в основе ее – презрение к менее удачливым дельцам и рабочему классу, в переломный перестроечный период оказавшимся не в силах приспособиться к рыночным отношениям, но почитающим культ денег и готовым за энную сумму продать даже свое собственное лицо. Таким, например, предстает друг семьи Орловых стоматолог Слава Зубник (Александр Кузьмин). Он не только не стесняется брать с профессора деньги за лечение, но и без зазрения совести занимает у Виктора Михайловича крупные суммы, которые потом принципиально не возвращает. Видя это, Деген тоже дает дантисту в долг, но с условием, что баснословная сумма окупится уже через неделю блестящим научным опытом – приживлением человеку крокодильих клыков. Псевдофилософ готов озолотить и оставшуюся не у дел интеллигентскую чету Чудаковых. Взамен он просит у бывшего косметолога Максима Степановича Чудакова (Владимир Назаров) «совсем немного»: всего лишь изобрести крем, который «стирал бы человеческие лица». Ведь, по мнению Дегена, лица уже не только безнадежно вышли из моды, но даже мешают.

В целом, камерное звучание пьесы с едва уловимым грустным юмором, без ярких кульминационных моментов и бурных потрясений на фоне устоявшегося жизненного уклада персонажей, вполне вписывается в рамки малой сцены. Но все-таки думается, что в нынешнем репертуаре Академдрамы спектакль будет держаться особняком. Ведь, за приоритетом инсценировок классики, современных историй о простых человеческих судьбах в нем не так уж много.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=24122007142105&oldnumber=424