"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 43 (423) от 13.12.2007

Худсовет

Ах, этот степ

Светлана ТЕНЕТКО

Минувшая неделя была богата культурными сюрпризами, подготовленными фестивалем «Нева впадает в Волгу» (бессменный генеральный спонсор ОАО «БАТ-СТФ»). В театре оперы и балета со спектаклем «Дивертисмент» блистал Санкт-Петербургский театр «Степ-шоу» под руководством Нины Винниченко. Театр был основан в 1991 году Ниной и Владимиром Винниченко, одной из лучших танцевальных пар 70-80-х годов прошлого столетия.

Собственно, что такое степ? Русская чечетка, ирландская жига, французский клокет, американский тэп – все это названия одного танца, известного ныне как степ. Дословно «tap-danse» можно перевести как «стучащий танец», очевидно, потому, что танцоры прибивали специальные набойки к туфлям для того, чтобы четче звучал отбиваемый ритм.

У степа, как и любого другого народного танца, есть свои легенды возникновения, своя история, в которой были и взлеты и падения. Старые киноленты сохранили нам танцевальные номера братьев Гусаковых, в восьмидесятых годах – степ в «Зимнем вечере в Гаграх» и, пожалуй, еще паре-тройке фильмов – вот, собственно, и все. А ведь степ – это не только движения и музыка, степ – это своеобразная музыка в музыке. Ведь танцор может создать свой собственный ритм в рисунке мелодии, а иногда вообще танцевать без музыки, создавая свою собственную, только ему известную мелодию, то замедляя ритм, то убыстряя его.

Степу, как и джазу, скорее присущи импровизации, может, поэтому большинство танцевальных номеров исполнялись под джазовые композиции. Временами казалось, что попадаешь в Америку 20-30-х годов: костюмы, музыкальное сопровождение и атмосфера, витающая вокруг, напоминают романы Фитцджеральда «Великий Гэтсби» и «Последний магнат».

Спектакль не ограничивается только одними танцевальными номерами, они по своему характеру весьма разноплановы. В него органично вплетаются и вокальные номера: «Baby, baby», «Шаланды, полные кефали», «Жил отважный капитан», «Fillings», сопровождающие танец, причем вокалисты – они же и танцоры.

Очень неожиданной была композиция «Happy» – вальс со степом или степ в ритме вальса... бальное платье, звуки старой шуршащей пластинки.

Приятным сюрпризом оказался «Караван»; танцевальный номер сопровождался соло на саксофоне в исполнении Илоны Сарьян, и это был не единственный ее выход за вечер.

Джаз сменялся классикой (Бизе «Кармен»), классика – русскими мотивами («Живет моя отрада», «Милая, ты услышь меня»), зажигательная цыганочка – джазом, джаз – латиноамериканскими ритмами («Голубка»).

А в заключение – последний танец всей труппы театра и его руководителя Нины Винниченко.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=17122007171245&oldnumber=423