"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 41 (421) от 29.11.2007

Худсовет

Синяя птица прилетела в Саратов

Алексей ГОЛЯКОВ

В Саратовском театре юного зрителя прошла пресс-конференция, посвященная открытию творческого сезона 2007–2008 годов, зрительным и словесным символом которого можно было бы смело назвать синюю птицу – ту самую, которая, сродни чеховской чайке, вдохновляла в своё время Художественный театр на новые творческие открытия.

О самой постановке спектакля по одноимённой пьесе Мориса Метерлинка говорили немало в кулуарах, однако пообщаться «вживую», в малом зале нового здания театра, с постановщиком спектакля, московским режиссером Александром Пономаревым, удалось только накануне нового сезона.

Между тем «Синяя птица» оказалась больше, чем спектакль. Театр совместно с Ассоциацией творческих союзов Саратовской области предпринял акцию, смысл которой – предстоящие благотворительные мероприятия для детей-инвалидов, в частности, страдающих детским церебральным параличом. Также на пресс-конференции звучали слова о том, что в год 90-летия высшего гуманитарного образования в Саратове спектакль по пьесе Метерлинка будет преподан в форме читок-показов, открытых репетиций, обсуждений, круглых столов, открытых уроков, выставок художественных работ после просмотра. «Театр вспоминает о своей педагогической миссии» – звучало на пресс-конференции, однако никакой изжоги ни у маленьких, ни у взрослых упоминание о педагогике не вызывает, поскольку в ТЮЗе, как известно, еще не разучились воспитывать развлекая и, наоборот – развлекая, воспитывать.

Режиссер Александр Пономарев выступил с весьма нетривиальным монологом, в котором спроецировал собственные артистические способности на свои же глубокие литературные знания, касающиеся эпохи Метерлинка и истории рождения спектаклей в разных странах и театральных школах по его сочинениям. «Нам всем – и зрителям, и читателям, и постановщикам, и рецензентам – очень не хватает метерлинковского взгляда», – эту мысль подчеркивал московский гость. Начало ХХ века, время, когда творил драматург, тоже было временем переломным, и истинные художники искали новые формы, даже не столько с целью хоть как-то смягчить нравы общества, ввергнутого в первую мировую войну, а чтобы простейшими намеками указать ему на забытые, абсолютно самоценные понятия – Хлеб, Вода, Огонь. И тогда нравы смягчатся без посторонних усилий. Пономарев считает, что именно сейчас не хватает романтического и символического начал в искусстве – «бытовизм заел». Не случайно вспомнилось, как еще в застойные годы острую полемику вызвали тексты суперпрагрессивной по тем временам группы «Машина времени», в которых не вполне поэтично рифмовалась пресловутая «синяя птица», и в «Комсомольской правде» появилась желчная статья под названием «Рагу из синей птицы». Всё это, по убеждению Пономарева, происходит из-за отсутствия идеала, альтернативы (во всём), а в конечном результате и выходит, что как раз из-за «бытовизма» хронически плохо организован наш быт.

Интересно, что Пономарев, который чуть раньше уже переносил на московскую сцену другую, менее известную пьесу Метерлинка, «Слепые», собирается сейчас ставить «Синюю птицу» в редакции собственного перевода. О причинах подобного решения можно только догадываться – то ли азарт переводчика подвигнул его к этому, то ли стремление путем столь плотного общения с первоисточником глубже вникнуть в проблематику произведения.

Как бы то ни было, но акселераты, сидевшие в зале, слушали лекцию режиссера, по сложности предназначенную, по меньшей мере, студентам театрального вуза, что называется, раскрыв рты. «Он в двадцать шесть лет стал классиком», – не раз многозначительно повторил режиссер, говоря о Метерлинке. Старшеклассникам, судя по их реакции, этот возраст, наверное, показался предпенсионным.

Вообще, нужно отдать должное находчивости (в самых неожиданных смыслах этого слова) литературной части и отделу по связям с общественностью театра. Потому что в последнее время наш ТЮЗ, чтобы не кормиться на одних лишь лаврах своего великого учителя Киселёва, всякий раз привозит в Саратов всё новых и новых персон, заметно украшающих не только саратовские афишные тумбы. Сам Александр Пономарев – фигура достаточно известная в московских театральных кругах, хотя он себя больше рекомендует как радиорежиссер; им поставлено несколько спектаклей, записанных на «Радио России».

Пресс-конференция плавно переросла в вечер, на котором молодые, еще никому не известные барды пели свои песни, а фоном для их стихов и музыки послужили картины заслуженного художника России, саратовца Руслана Лавриненко. А Союз кинематографистов представил на вечере картину режиссера-документалиста Марины Ивановой «Давид Кугультинов. Последняя…».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=3122007162030&oldnumber=421