"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 40 (420) от 22.11.2007

Салон

Невидимые шипы «Хрустальной розы»

Беседу вёл Алексей ГОЛЯКОВ

2007 год стал для Саратовского академического Театра юного зрителя еще одним годом признания и успеха. Премии и диплома победителя Всероссийского театрального конкурса «Хрустальная роза Виктора Розова» удостоились создатели спектакля «Вечно живые» по одноименной пьесе одного из крупнейших драматургов ХХ века.

10 ноября в Москве режиссеру-постановщику спектакля, народному артисту РФ Александру Соловьеву в самой что ни на есть торжественной обстановке была вручена эта награда. По возвращении в родной город он дал интервью нашему корреспонденту.

Корр.: Во-первых, Александр Яковлевич, поздравления Вам и всем, кто принимал участие в подготовке спектакля. Насколько было неожиданным для Вас известие о присуждении премии?

А. Соловьев: Абсолютно неожиданным. Хотел бы сказать, что замышлялась постановка к 60-летию Великой Победы, и в 2005 году постановка одной из самых, пожалуй, известных розовских пьес была очень хорошо принята публикой и коллегами, профессионалами театра. Хотя некоторые сомнения при подступах к более чем известному тексту были – спектакль носит как бы «датский» характер, то есть приурочен к очередной дате, а это сильно напоминало советскую практику, когда ради галочки в отчетах перед вышестоящими идеологическими органами театры тогда чуть ли не насильно должны были ставить что-нибудь гражданственное и патриотичное. Но это был с нашей стороны совершенно искренний порыв, не связанный ни с какими формальными или прочими обязательствами перед властью. Тем более тюзовские зрители не могут не знать, что Розов – это наш, «кровный» драматург, практически все его пьесы ставились на нашей сцене, а между Юрием Петровичем Кисилевым и Виктором Сергеевичем Розовым в личном плане всегда сохранялись теплые отношения творческой дружбы и редкого сегодня взаимопонимания. Несмотря на то, что жили они, как известно, в разных городах. Так вот, на конкурсе в честь юбилея Победы наша работа попала в число дипломантов среди около 100 участников, награждение в 2006 году проходило в Щукинском училище, и вот там диск с записью спектакля попал в чьи-то руки и через год оказался на рассмотрении жюри конкурса «Хрустальная роза».

Корр.: То есть для вас остаётся загадкой, кто же передал его на рассмотрение нового конкурса?

А. Соловьев: Да, доля интриги присутствует. Но это, как вы понимаете, приятная интрига, побольше бы таких… Отмечу лишь, что на вручении в Щукинском были Михаил Швыдкой и старейший российский режиссер Леонид Хейфец. Главное, от ТЮЗа никто диск никуда дальше не направлял.

Корр.: Александр Яковлевич, существует ли принципиальные различия между первой постановкой «Вечно живых» и последней в театре?

А. Соловьев: Да, конечно, это совсем непохожие друг на друга спектакли. В спектакле, который ставил Киселев, я не участвовал; в ту пору я был еще студентом и имел прекрасную возможность наблюдать изнутри всю «кухню» рождения сценического произведения. Тогда в плане постановочного решения была выбрана, условно говоря, бытовая версия, как бы дословно прочитанная у автора. Стены, потолки, комнаты со скромной мебелью – всё строго в соответствии с замыслом драматурга. Не секрет, что в то время доминировало именно такое достоверное прочтение, и какие-либо символистские или «модерновые» отклонения не приветствовались. А теперешняя постановка взяла за основу, я бы сказал, мета-реалистический принцип развёртывания действия, когда сцену венчает монумент Победы, состоящий из трёх пилонов, возносящихся вверх, и каждый пилон обрамляет то конкретное место по ходу действия, которое и обозначено в тексте у Розова: Москва, Сибирь, квартира главных героев.

Корр.: От частного, бытового – к общему и значительному…

А. Соловьев: Да, причем учтите, что под каждым величественным пилоном мы сохранили в «документальной» точности диван, стулья с одеждой тех лет и т. д. То есть быт никуда не исчез, он стал подчиненным определенной сверхидее. Нужно отдать должное художнику Гаврюшову, оформившему такое решение. Вообще, когда мы хотели напомнить нашей зрительской аудитории (а она у нас «по определению» молодая) о тех тяжелых, трагических, но без преувеличения героических годах, мы переворошили немало драматургического материала, но лучше, чем пьеса Розова, не нашли. Я, перечитывая её, поразился актуальности идей и конфликтов. А ведь написана она была несколько десятилетий назад. Не всё, конечно, из розовского наследия сегодня будет востребовано сценой – многое не вписывается в нынешние театральные реалии по языку, по темпу-ритму, по проблематике. Но эта пьеса, прямо под стать своему названию, будет жива и интересна и через сто, и больше лет. Ценность её, на мой взгляд, в том, что тема войны в ней преломлена поистине творчески, «незашорено». Нет ни одного выстрела, нет прочих атрибутов или спецэффектов, говорящих «вот идет война!» Всё передано на тонком психологическом уровне, и война буквально в клещи берет каждого из героев. Это далеко не каждому автору дано.

Корр.: Расскажите о церемонии награждения.

А. Соловьев: Не могло не запомниться место проведения мероприятия – номинантов и победителей пригласили в популярный у московской творческой интеллигенции банкетный зал ресторана «Джонка». Там, кстати, традиционно проводит свои театральные капустники Михаил Швыдкой. Кроме того, там регулярно собираются члены делового клуба, в состав руководства которого входит бывший премьер Рыжков, депутат Госдумы и бывший председатель Госдумы Селезнёв, несколько сенаторов, многие известные деятели российской художественной интеллигенции. Сразу не могло не порадовать глаз внешнее убранство – женщины в длинных платьях и декольте, мужчины во фраках. Ну и «деловая составляющая», помимо атмосферы настоящего бала, не могла не проявиться, недаром же здесь заседает деловой клуб! (Смеётся ). Мы познакомились на награждении с художественным руководителем Калининградского драматического театра, и вместе с нашим директором В.Н. Райковым вели переговоры о творческом сотрудничестве. Дай Бог, чтобы этим планам суждено было сбыться.

Корр.: Скажите, Ваш приход в режиссуру – это желание маститого актера заняться новым, неизведанным, или же природная тяга?

А. Соловьев: Скорее, природная тяга. Я в принципе не разграничиваю резко эти два ремесла. Для кого-то из творческих личностей это взаимоисключающие понятия, для меня – нет. Еще в школе я организовал театральный кружок, уже тогда ставил спектакли. Особенно запомнилась постановка гоголевского «Ревизора» в полном его объеме, и было интересно, когда я, девятиклассник, руководил артистами-десятиклассниками. Впоследствии работа в народном театре клуба «Восток» также, безусловно, пошла мне только на пользу, как профессионалу.

Моя первая серьёзная режиссерская работа в ТЮЗе была «Салют динозаврам» по пьесе Г. Мамлина, с участием народной артистки СССР Зои Георгиевной Спириной. Спектакль не сходил со сцены много лет. Затем были постановки сказок Т. Габбе «Солдат и змея» и «Волшебные кольца Альманзора», «Горя бояться – счастья не видать» по С. Маршаку, пьесы современного драматурга С. Лобозерова «Семейный портрет с посторонним», комедии «Наливные яблоки» по А.Н. Островскому. В настоящее время работаю над постановкой пьесы Островского «Поздняя любовь».

Корр.: Вы многозначительно подметили, что работаете, практически всю жизнь, с молодежью и для молодежи. А педагогика Вас сегодня радует или огорчает?

А. Соловьев: Скорее, наводит на размышления. Я вижу, как упал уровень общей культуры у нового поколения, приходящего нам на смену. У тех, кто сегодня учится на артиста драматического театра (не у всех, разумеется, но у некоторых), апломба и амбиций хоть отбавляй, а знаний и упорства в постижении дела, которое ты выбрал, подчас явно недостаточно. Очень мало читают, а для актера – это всё равно, что не тренировать мышцы циркачу или спортсмену, атрофия наступает. Иногда не посвящены в самые простейшие вопросы отечественной истории. Но спектакли, которые я ставлю или в которых принимаю участие как артист, наверное, лучше любой другой педагогики в отношении племени «младого, незнакомого». Как, к примеру, тот, за который нас наградили.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=26112007210512&oldnumber=420