"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 40 (420) от 22.11.2007

Вернисаж

Родом из детства

Екатерина БОГДАНОВА

Работы молодого саратовского художника Романа Кирина в особом представлении не нуждаются. Его картины мгновенно расходятся по частным коллекциям России, не в последнюю очередь благодаря тому, что на его полотнах редкое сочетание непосредственности детского мировосприятия и взрослой вдумчивости и целостности.

Вот и на этот раз очередную персональную выставку художника пришлось собирать по домашним «фондам». Открытие долгожданной экспозиции с интимным названием «Выставка для нас» состоялось в минувший четверг в головном офисе Поволжского немецкого банка.

В полотнах Кирина подкупает цвет. Так и кажется, что если художнику и бывает грустно, грусть эта мимолетная и по-детски светлая, ее отпечаток в ярких пятнах работ едва уловим, и при внимательном рассмотрении открывается разве что в мельчайших деталях. Например, на выставке есть несколько картин, посвященных маме Романа. У них, в отличие от большинства творений, мягкие контуры и приглушенные цвета.

Однако основное настроение живописных работ Романа Кирина – радость. Наверное, поэтому главным комплиментом художнику от искусствоведов и просто почитателей его таланта уже давно звучит сравнение персональных выставок Кирина с конкурсом детского рисунка.

«У Романа действительно много наивного в восприятии жизни, – считает директор дома-музея Павла Кузнецова Ольга Бельская. – Но на самом деле я хорошо знаю, что за этим стоит. Это совсем не детские рисунки, а взрослая, серьезная, профессиональная живопись. И очень радует, что при всей своей узнаваемости и чувстве стиля, этот художник каждый раз поражает своей новизной».

В совокупности в стенах банка собрались двадцать шесть живописных работ. Некоторые из них уже выставлялись ранее, в том числе в залах Радищевского музея. Многие из картин несут в себе национальные мотивы – английские, шотландские, французские. И дело не только в особом географическом колорите или красках, воспроизводящих цвета некоторых национальных флагов. Ощущение усиливается оттого, что названия к работам, на первый взгляд, отсутствуют, по крайней мере, в виде привычных надписей на табличках. Но как раз в этой особенности и заключается изюминка, тот самый кролик, который появляется в шляпе у иллюзиониста на одной из картин Кирина. Стоит присмотреться к холстам повнимательнее, как названия обнаруживаются сами собой. Они в любимой художником лингвистической игре: надписях на французском, испанском, даже арабском языках, каллиграфически выполненных почти на каждом из полотен. Благодаря этому картины как будто оживают, обретая возможность вести немой диалог с теми, кто на них смотрит.

Впрочем, желание искать и экспериментировать угадывается в работах художника сразу. В них, как и в жизни, нет ничего постоянного и статичного. Неправильность форм, переливы цвета, игра с настроением – все это согревает и дарит человеку надежду, особенно по контрасту с промозглой серо-бурой действительностью за окном.

Что характерно, слыша почти сакраментальный вопрос о самом любимом своем творении, Роман тушуется. Все потому, что нелюбимых вещей в его мастерской попросту не рождается. И это не удивительно. Ведь увлечение живописью пришло к Роману внезапно. В 1993 году он, скульптор по специальности, окончательно для себя понял, что самовыражаться на холсте для него гораздо важнее, чем ваять. В результате, как это часто бывает, приобретенная профессия «осталась не у дел». Главное, что с тех пор об этом выборе никто ни разу не пожалел – ни сам Роман Кирин, ни те, кому так нравится любоваться его трогательными, веселыми и в то же время задумчивыми вещами.

Кстати, заглянуть на выставку можно с 9 до 17 часов в рабочие дни недели.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=26112007210441&oldnumber=420