"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 39 (419) от 15.11.2007

Угол Зрения

Вдохнуть жизнь в иероглиф Плана и…

Юрий ЧЕРНЫШОВ

9 ноября в помещении недавно открывшегося Турецкого центра, созданного на базе Центра международного сотрудничества СГУ, состоялся круглый стол, собранный под визит двух известных политтехнологов и публицистов: генерального директора Центра политической конъюнктуры Михаила Виноградова и члена Общественной палаты РФ, известного публициста и до недавнего времени редактора «Русского журнала» Алексея Чадаева.

Саратовскую публику составили, по словам проректора по воспитательной работе и связям с общественностью СГУ Владимира Митрохина, представители гуманитарных институтов и кафедр. Плюс два десятка студентов. Круглый стол в Саратове – седьмой по счету в вояже политтехнологов по городам и весям России.

Кому знакома эволюция взглядов Чадаева – от яростно антипутинских до апологетики Путина – имели основание ожидать «чего-то эдакого». Ведь книга Чадаева «Путин. Его идеология» (предисловие – Г. Павловского) вызвала уже волну язвительных откликов на некоторых сайтах. И кое-что из «эдакого» изначально и проявилось. Отголоском ранних фрондерских взглядов прозвучала резко негативная оценка Чадаевым лозунга «Верьте только делам», который, по его словам, всегда эксплуатировала так называемая «партия власти» – от «Выбора России» и «Нашего дома – Россия» до нынешней. Этот лозунг, по его мнению, означает, что людям не хотят объяснять: что это за дела, во имя чего они делаются, какой их вклад в движение страны и, вообще, куда страна движется. Можно было бы добавить, что лозунг просто бессмысленный: ибо верить можно лишь в то, чего не имеется в явном виде. Но до этой констатации политологическая мысль, похоже, еще не дозрела. А позже политтехнолог еще и пояснил, что партии власти, как таковой, вовсе не существует. Просто «власть выбрала партию, потому что ей доверяет народ». Отголосок фрондерства окончательно испарился, едва Чадаев перешел к делам нынешним. Его обрадовало, что в последнее время «партия власти» начала «вбрасывать содержательные политические тезисы», вследствие чего «теперь всерьез можно говорить о политическом курсе». Заключенном, понятное дело, в «плане Путина».

А что есть главный смысл «плана Путина» и есть ли сам план? Со смыслом – просто. Мы, оказывается, переходим из режима «день простоять и ночь продержаться» к режиму перспективного планирования. Когда начинают действовать другие мотивы, другие ценности. Проводимая серия круглых столов – тест, по словам, Чадаева на способность элит, интеллектуалов осмысливать этот переход. Это формулировка, слегка обозначившая содержание политического заказа на тематику круглых столов, была развернута в четкий призыв «поговорить в проектном режиме» и «попытаться понять, что будет написано под иероглифом, обозначенном как «план Путина». В том, что «план Путина» не более чем иероглиф, похоже, никто и не сомневался. Сами политтехнологи не раз в течение «проектного режима» говорили, что это лишь несколько пунктов, типа стабилизация, концентрация ресурсов и т. п., в которые надо вдохнуть жизнь. Вдохнуть с мест, а не ждать указаний сверху. В аналогичном ключе выступил и коллега Чадаева Виноградов.

Саратовские ученые, соглашаясь с тем, что партия власти мало уделяет внимания вопросам морали, нравственности и, вообще, духовности в своих делах, обратили внимание, а лучше сказать, пожаловались, что даже тогда, когда ученые предлагают свои разработки, свое видение развития региона, у областной власти это не встречает поддержки. Один из представителей научного сообщества привел парадоксальный пример. Книжка «Политическое будущее региона» написана и издана за счет американского гранта. Внутри же области подобный заказ «не актуализирован». Зато областная власть, разрабатывая стратегию регионального развития, проигнорировала опыт саратовских ученых и пригласила для этого постороннюю контору. Представитель «Единой России», включившись в разговор, указал на то, что разговор выглядит весьма академично. Говорить о нравственности в районах, где нет ни клуба, ни дороги, ни храма, бессмысленно. Сначала – детсады, спортплощадки, дома культуры и параллельно заниматься воспитанием. На таком различном понимании методологий что прежде: материальное или духовное, яйцо или курица и можно ли их совместить и шло обсуждение.

Не все поддались магии слов. Один из выступавших выразил озабоченность возможной победой партии власти. «Не будет ли это пирровой победой? – вопросил он. – 70 лет мы уже жили в режиме стратегического планирования, и пришли к 1991 году». Не приведет ли это к «монархии»? И куда вообще заведет этот путь «успешного развития» при отказе от разделения властей и других механизмов, которые хорошо работают во многих странах, даже при всех недостатках?

Сомнения в возможности вдохнуть жизнь в какие-либо планы порождает и социология происходящих процессов. По некоторым данным, жители Саратова воспринимают будущее России более оптимистично, чем жители области, а лично свое будущее еще более перспективно – как возможность уехать. Эта характеристика восприятия саратовцами реальности напомнила анекдот советских времен. На заседании актива один из участников вдруг начинает болезно причитать: «Эх, фанеры бы достать. Эх, достать бы фанеры!». «Зачем тебе фанера» – спрашивает сосед?». «Сделать аэроплан и улететь к чертовой матери!» – отвечает болезный активист.

Выступивший в заключение В. Митрохин постарался «развеять возможный пессимизм», указав не только на не вполне адекватную реакцию на предложения ученых со стороны губернатора, но и приведя ряд примеров удачного взаимодействия ученого сообщества и партии власти. Особенно в университете, председателем попечительского совета которого является В. Володин.

Однако, хотелось ли того проректору или нет, но картина не слишком обнадеживающего взаимодействия гуманитарной науки с технократом-губернатором, похоже, только углубила желание «достать фанеру».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=19112007151005&oldnumber=419