"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 38 (418) от 8.11.2007

Книжная Полка

Журнал «Волга–ХХI век»: редварительные итоги

Анна САФРОНОВА, ответственный редактор журнала

Прежде чем рассказывать о свежем, 9–10 номере журнала «Волга–ХХI век», я бы хотела сообщить читателям приятное известие: электронная версия «Волги» теперь размещена на главном журнальном сайте страны – в «Журнальном зале», в приятном соседстве с лучшими литературными «толстяками» России – «Новым миром», «Октябрем», «Знаменем» и другими. Мы расцениваем это как факт профессионального признания нашей работы.

Новый номер открывается подборкой стихотворений Александра Ожиганова. Этот автор для «Волги» не случаен. В 1992 году его «открыл» для саратовского журнала Виктор Кривулин – уже тогда мэтр ленинградского андерграунда. Ожиганов же сидел в Самаре, работал кочегаром, стихи его нигде не печатались. Так появилась первая публикация в «Волге» – стихи из цикла «Подвал». Нынешняя подборка – это цикл посвящений Леониду Аронзону, Виктору Кривулину, Олегу Охапкину, Эдуарду Лимонову и другим.

Большая проза нового номера «Волги» – «Повесть временных лет» Валерия Володина и повесть Татьяны Лебедевой «Кукушкины дети». В нынешнем году Валерий Володин уже выступал в «Волге» с повестью «Никто ниоткуда и никуда», а Татьяна Лебедева с рассказом «Звонок». Нынешние публикации – более объемные, представительные. У Валерия Володина – эссеистическая, автобиографическая проза: это большое собрание исповедальных миниатюр, а повествование ведется исключительно от первого лица. Вещь эта может показаться неожиданной тем, кто знаком с публикациями Валерия Володина в «Волге» 80-х и 90-х годов («Время, жить!», «Паша Залепухин – друг ангелов», «Русский народ едет на шашлыки и обратно» и др.).

Но если Валерий Володин – автор с именем, то Татьяна Лебедева печатается всего во второй раз в жизни. И, как мне кажется, новая ее повесть подтверждает право Лебедевой на самостоятельное и полноценное существование в литературе: при внешней незатейливости письма у нее есть вкус к слову, умение строить сюжет (качество в современной прозе очень редкое). История детдомовского мальчика, затем юноши, его «голливудской» (в смысле приключенчески насыщенной) жизни и любви. А за всем этим – время, уже ушедшее и настоящее. Автор прекрасно чувствует время, его атмосферу, хотя ни одного прямого рассуждения о времени на страницах повести нет.

Проза в рубрике «В своем формате» – это цикл из трех рассказов Татьяны Грауз (ее читатели могут знать по публикациям в журналах «Дети Ра», «Черновик», «Комментарии» и др.) и «Приглашение к путешествию малой скоростью» Евгения Стрелкова (художник, литератор, редактор альманаха «Дирижабль» из Нижнего Новгорода).

В рубрике «Байки Глебучева оврага» – прозаические миниатюры художника Анатолия Назарова – «Про дядю Мишу, ушедший город и прочую жизнь». Читать и смешно, и грустно.

Одна из лучших публикаций номера – повесть «Рафаэль и его соседки». Ее автор, Людвиг Ахим фон Арним (1806 – 1808), десять лет назад уже был представлен в «Волге» («Майорат», перевод В. Темнова), нынешний перевод осуществлен Мариной Куличихиной. Редкая, можно сказать, драгоценная публикация, такой литературный бриллиант.

Вернусь к поэзии и скажу еще несколько слов. В этом номере «Волги» дебютирует саратовский молодой поэт Алексей Маслов (предисловие Алексея Александрова); в рубрике «Три стихотворения» – Алексей Голицын (Саратов), Сергей Кузнецов (р.п. Лысые горы), Жан-Мари Пьери (Авиньон), Владимир Баев (Саратов), Елена Спирина (Нижний Новгород) и Алиса Розанова (Казань).

В критике – Сергей Боровиков, Марта Антоничева, Алексей Александров, Алексей Голицын, Михаил Богатов, Роман Арбитман, Андрей Суздалев. Кинообозрение, как обычно, ведет Иван Козлов. В рубриках «Культурное наследие» и «Выставки, события» читателям расскажут о художнике Евгении Егорове (Е. Водонос), об архитектурной выставке – старый Нижний в фотографиях (И. Маршева, Ю. Филиппов), о выставке постмодернистских аппликаций Милы Гор в одной из саратовских клиник

После появления «Волги» в «Журнальном Зале» мы получили массу поздравлений и из России, и из других стран – прежнюю «Волгу», прекратившую свое существование в 2000-м году, оказывается, до сих помнят и любят. И нынешнюю «Волгу» воспринимают как продолжение той, прежней. И – что очень хорошо – к нам стали во множестве поступать новые интересные авторы. Ведь дело не в том, чтобы механически вернуть всех прежних авторов «Волги» на ее страницы. Нам важно сохранить высокий уровень культуры, профессионализм и независимость от всего, что не имеет отношения к литературе.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=9112007145342&oldnumber=418