"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 38 (418) от 8.11.2007

Худсовет

Бутман, Левиновский и джаз

Татьяна Лисина, Светлана ТЕНЕТКО

Последний месяц осени начался джазовым концертом Игоря Бутмана, прошедшем 2 ноября в театре драмы в рамках фестиваля «Нева впадает в Волгу», организованного продюсерским центром «Триумф».

Игорь Бутман в Саратове

Бутман выступал в последний раз в Саратове сравнительно недавно – в июне нынешнего года. Но тогда он приезжал в наш город только с квартетом. На этот же раз саратовским любителям джаза известный музыкант преподнес два подарка. Во-первых, прекрасный джазовый коллектив биг-бэнд был представлен в своем полном составе и как нельзя лучше проявил свою виртуозность в исполнении самых сложных музыкальных произведений. Во-вторых, Игорь Бутман пригласил для участия в концерте известного композитора, аранжировщика и пианиста Николая Левиновского с его женой-американкой (джазовой певицей). Саратовцам имя Левиновского хорошо знакомо. Он начинал свою джазовую карьеру именно в Саратове, затем в Ленинграде создал популярный джазовый ансамбль «Аллегро», а в последние годы живет и работает в Америке.

Несколько слов о самом Бутмане. Он родился в 1961 году в Ленинграде. В 1976 году поступил в Музыкальное училище имени Мусоргского по классу саксофона к замечательному музыканту и блестящему педагогу Геннадию Гольштейну. Первые признания у джазовых критиков Игорь Бутман получил в 1981 году, когда в газете «Советская молодежь» был назван «Открытием года». В последующие два года работал в джаз-оркестре под управлением легендарного Олега Лундстрема. В 1984 году был приглашен Левиновским в ансамбль «Аллегро», в котором играл вплоть до своего отъезда в США. Карьера музыканта в Соединенных Штатах стремительно развивалась. Он возглавил свою собственную группу в ведущем джаз-клубе Бостона, несколько раз выступал перед бывшим президентом США Биллом Клинтоном. За 8 лет в США Игорь Бутман вошел в элиту американских исполнителей джаза, стал настоящей «международной звездой». И при всем этом он принимает решение вернуться на родину. Сейчас он много гастролирует по России, а также часто бывает в США и других странах.

Игорь Бутман является артистическим директором джазового клуба «Le Club», который включен в число 100 лучших джазовых клубов мира. В 2004 году Бутман стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.

Татьяна Лисина

Осенний джаз от Бутмана

Зал драмтеатра с трудом вместил желающих, даже ступеньки на балконе были заняты любителями джаза. Стал ли этот концерт событием – не могу судить, потому как к знатокам и фанатам этой музыки себя не отношу, но в определенной степени лично для меня это было событием.

В Саратов биг-бэнд, по словам его руководителя Игоря Бутмана, приехал в полном составе и здравии. Зрителям же было обещано несколько сюрпризов, и первым из них стала композиция «Сент Луи блюз», открывшая программу вечера. Начинал и завершал пьесу, посвященную легендарному Луи Армстронгу, «человек в черных очках» с соло на трубе.

Признаюсь, я весьма прохладно относилась к ударникам. Мои симпатии больше принадлежали саксофону. Но в этот вечер ударник Бутмана Эдуард Зиза просто потряс меня. Не говоря уже об игре самого маэстро – это «отдельная песня».

В «Вальсе для Оксаны» первое время пыталась поймать вальсовый размер на три четверти, но тщетно. Может, его там и не было? Ведь все же играли джаз. Впрочем, все выглядело очень красиво. Продолжила концерт композиция Квинси Джонса «Полуночное солнце никогда не заходит» в аранжировке Виктора Долгова (баритон саксофон), соло на саксофоне – Олега Грымова.

Вторым сюрпризом от Бутмана стало участие в концерте нашего земляка Николая Левиновского – композитора и аранжировщика. По словам Левиновского, Игорю Бутману удалось сделать то, что до него не удавалось совершить никому. «Впервые в России Игорь Бутман создал настоящий джаз-оркестр. В его оркестре все музыканты – профессиональные джазмены». Настоящие джазмены, по мнению Левиновского, это музыканты, которые, по указанию дирижера, могут подняться и сыграть соло. И в оркестре Бутмана это может сделать каждый – в этом можно было убедиться не раз на протяжении вечера.

Николай Левиновский, как истинный музыкант, композитор и etс., встал за дирижерский пульт, весьма условный, и показал свои композиции «Russian Passion» и «Москва в три часа утра». Обе композиции посвящены России, но если в «Russian Passion», написанной более десяти лет назад, больше тревоги и страсти (не зря так называется), то «Москва» была написана не более полугода назад. Это тоже воспоминания о России, но уже более мягкие и спокойные, даже лирическо-ностальгические (не путать с «Подмосковными вечерами»). Обе композиции великолепны сами по себе, а в исполнении таких профи – вообще супер.

«Неваляшки, или Сцены народного гуляния» – произведение, написанное молодым, тогда еще саратовским композитором, Левиновским более тридцать лет назад. В драме прозвучала новая аранжировка этой пьесы, которая войдет в готовящийся к записи альбом биг-бэнда.

Если вы думаете, что на этом все сюрпризы закончились – не угадали. Не менее «вкусное» ждало зрителей во втором отделении. Композиция «Ce Si Bon» с «хором мальчиков из оркестра» сорвала бурные аплодисменты. Об аплодисментах вообще отдельный разговор. Аплодисменты, крики «браво», а также свист, как знак особого восхищения, звучали на протяжении всего концерта, после каждого соло, не говоря уже об окончании любой из пьес.

Вернемся к сюрпризам – на сцене певица Кети Джонс (она же по совместительству супруга Николая Левиновского). Ее исполнение джаза – совершенно непохоже на все, слышанное раньше, стало для меня очередным открытием в этот вечер.

Почти под занавес – последний сюрприз – Левиновский-пианист. По словам Бутмана, он и сам не знал, что будет исполняться и как – полный экспромт и импровизация в одном флаконе. Во всяком случае, именно такое впечатление у меня создалось от «Каравана». Это был тот же, но одновременно другой «Караван». И дело не только в исполнителях, хотя и в них тоже... Можно петь дифирамбы и восхищаться всеми и каждым в отдельности не переставая. Но у меня сложилось впечатление, что джазмены, играя, попросту забывают о зрителях, о сцене и вообще обо все. Они начинают жить в своем мире джаза, в том, что играют, получая свой определенный «кайф», именно оттого что играют джаз.

Мокрые осенние листья шуршали под ногами, а в ушах звучал «Караван».

Светлана ТЕНЕТКО

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=9112007145221&oldnumber=418