"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 38 (418) от 8.11.2007

Угол Зрения

Прозрачным бюджет не станет

Александр НИКИТИН

30 октября пришли общественные слушания по проекту городского бюджета на 2008 год. Сам проект бюджета был опубликован в спецвыпуске газеты «Саратовская панорама» от 27 сентября 2007 года.

Чтобы читателям было ясно, что собственно подлежало обсуждению, необходимо слегка коснуться принципов формирования городского бюджета. Основным городским бюджетным документом является «Положение о бюджетном процессе в городе Саратове», принятое решением Саратовской городской думы от 26 сентября 2006 г. № 9–60. Согласно Положению, бюджет формируется так: городу из области спускают контрольные параметры городского бюджета, финансовый комитет совместно с комитетом по экономике определяют приоритеты расходов на очередной финансовый год.

Далее бюджетный процесс рассмотрим на примере городских органов образования. Школы и другие образовательные учреждения подают заявку с потребностями бюджетных денег на предстоящий год в городской комитет образования. Комитет образования сводит все заявки в общую заявку, естественно, вносит в нее необходимые коррективы и представляет ее в городской комитет финансов. Городской комитет финансов решает, в каком объеме удовлетворить эту заявку. Эта работа производится вместе с представителями комитета образования.

Таким образом, происходит согласование заявок, и согласованные заявки составляют ведомственную структуру городского бюджета. От того, какие бюджетные приоритеты определила наша городская власть, зависит напрямую повседневная жизнь практически каждого саратовца.

Например, в зависимости от того, сколько денег из бюджета на 2008 год выделено конкретной школе, в таких условиях наши с вами дети и будут учиться в этой школе в 2008 году. От того, сколько денег выделено конкретной муниципальной поликлинике, настолько качественно и своевременно мы будем получать в ней медицинскую помощь.

Конечно, составление бюджета и определение приоритетов должно быть предоставлено специалистам. Однако мы, жители города, имеем право и даже более того, как патриоты своего города, обязаны знать, как поделены деньги в бюджете города. Эта информация должна быть по каждому получателю бюджетных средств, то есть по каждой школе, больнице, поликлинике, детскому саду, театру, музею и т. д.

Специалисты предлагают только проект бюджета, а вот городские депутаты, которых мы сами избрали, от нашего имени и в наших интересах принимают городской бюджет в целом.

В цивилизованных странах с развитым местным самоуправлением распределение бюджетных средств, установление бюджетных приоритетов, формирование планов социально-экономического развития города с опорой на бюджетные средства происходят в острой и гласной борьбе, в которую втягиваются порой до половины жителей города.

По этой причине в цивилизованных странах муниципальный бюджет открыт для каждого жителя, чтобы тот мог лично убедиться, что депутат, за которого он голосовал, его не обманывает и за его счет не наживается.

У нас ситуация диаметрально противоположная. Наш городской бюджет полностью закрыт от населения. Даже депутаты городской думы, как мне представляется, не допускаются до этой тайны, поскольку, видимо, согласованные заявки ведомств не предоставляются для анализа и им. И наши городские депутаты с этим положением покорно смиряются.

Нам, жителям города Саратова, не осознающим, что городская власть должна не властвовать над нами, а преданно служить всем нам, заботиться о росте нашего благосостояния, проблема прозрачности бюджета, как наглядно показали публичные слушания, пока чужда.

Например, никому из нас даже в голову не приходит поинтересоваться в школе, где учится наш ребенок и в которой с нас собирают деньги то на ремонт класса, то школьного двора, то еще на какие-то срочные и полезные цели, а каков бюджет данной школы? На какие нужды и в какой сумме школе выделены средства из муниципального бюджета, как они тратятся? Не прикрывает ли теневой сбор средств (ибо собранные деньги с родителей не только не зачисляются на расчетный счет, но даже не сдаются в кассу школы) хищение бюджетных денег? И наоборот, не создают ли бюджетные деньги условия для хищения собранной дани с родителей.

На мой взгляд, публичные слушания по бюджету прошли серо и неинтересно. И даже весьма оживленные споры Григория Ахтырко и Александра Журбина с председательствующим Г. Задковым по вопросам процедуры голосования не оживляли серость публичных слушаний. Предмета для обсуждения из-за закрытости проекта бюджета не было. Всем результат публичных слушаний был ясен еще до их начала. К тому же ни одна саратовская политическая партия, ни один депутат от Саратова, ни один саратовский кандидат в депутаты не выступили с открытым требованием сделать городской бюджет цивилизованно прозрачным. Даже привычно шумевший на публичных слушаниях А. Журбин требовал только ответа на свои вопросы. Требования раскрыть проект бюджета до такой степени прозрачности, чтобы он мог сам, без пояснения городских чиновников, выяснить, предусмотрены ли в бюджете города выделение этих средств и в каком объеме, им не озвучивалось. Из всех присутствующих на публичных слушаниях прозрачного бюджета открыто требовали только два человека на весь миллионный город!

Председателем комитета финансов администрации Саратова А.П. Мурзаковым и другими официальными докладчиками участникам слушаний были озвучены основные параметры бюджета, источники поступления средств в городской бюджет и запланированный дифицит. А вот о том, на какие приоритеты и на какие конкретные цели намечено потратить бюджетные средства и каков результат ожидается от этих затрат, из выступающих городских чиновников не говорил никто.

Я призывал участников поднять свой голос за открытость городского бюджета, но этот призыв так и не был услышан.

Прозрачный городской бюджет – это обнародование:

– всех согласованных заявок на получение бюджетных средств между городским финансовым комитетом и школами, больницами, поликлиниками и другими муниципальными учреждениями;

– экспертного заключения по бюджету контрольно-счетной палаты;

– прогноза социально-экономического развития территории города на очередной финансовый год;

– основных направлений бюджетной и налоговой политики города на очередной финансовый год;

– плана развития муниципального сектора экономики;

– анализа исполнения муниципальных целевых программ за прошедший финансовый год, а также прогноз за текущий финансовый год.

На публичных чтениях я искренне выразил свою глубокую признательность главе нашего города О.В. Грищенко. Именно благодаря его энергии и принципиальной позиции по отношению к обязательствам перед нами областных депутатов, избранных от города, поступления в городскую казну из области выросли в три раза.

Бюджет города остался закрытым. Однако у меня нет и не может быть никаких претензий по полноте и прозрачности городского бюджета ни к председателю комитета финансов А.П. Мурзакову, ни к главе городской администрации Н.С. Романову. Они, вместе с другими компетентными городскими чиновниками, свою часть работы сделали: разработали и сверстали городской бюджет. И опубликовали проект бюджета в том объеме, в каком выбранные нами городские депутаты и мы, жители города, позволили им делать.

Я считаю, что прозрачность городского бюджета, его доступность нам всем должны обеспечить наши городские депутаты. К сожалению, прошедшие публичные слушания показали, что депутаты делать прозрачным бюджет не намерены. Что же, мы сами их выбрали, нам и нести ответственность за их приверженность к закрытому от нас, горожан, городскому бюджету.

И в заключение хочу публично ответить тем, кто, подходя ко мне после публичных слушаний, высказывал удивление беспомощностью демократов: мол, неужели нельзя уговорить 100–150 человек придти на публичные слушания и обеспечить послушным голосованием большинства и председательство на публичных слушаниях, и принятие любого нужного решения? Именно эту практику подготовки к публичным слушаниям и демонстрирует наша городская бюрократия.

Конечно, это сделать можно. Только это будет не прогрессом, а фактическим банальным обманом самих себя и этих, откликнувшихся на призыв, людей. Необходимо, чтобы эти 100–150 жителей города Саратова (а может быть, и значительно больше) пришли на публичные слушания не потому, что их уговорили или купили на роль клакеров. Жители города должны придти на публичные слушания сами, по зову своего сердца и чувства долга перед городом и понимания значения для себя, для своих детей и для всех жителей города прозрачного городского бюджета.

Однако свободные, ответственные и заинтересованные саратовцы на публичные слушания так и не пришли. По этой причине, и в 2008 году городской бюджет не будет прозрачным, а возможности для злоупотребления бюджетными средствами останутся по-прежнему безграничными.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=9112007144437&oldnumber=418