Официальный сайт
|
|
Анна САФРОНОВА
Екатеринбугский журнал «Урал» уже восьмой раз за последние несколько лет представляет читателю так называемый «молодежный» номер (по нумерации нынешнего, это девятый, то есть сентябрьский номер).
Количество дебютантов беспрецедентно: впервые в «Урале» публикуются три четверти авторов этого журнала. Только в подборке стихотворений литературного объединения «ЛебядкинЪ» девять новых имен – и лишь два более или менее «старых» (Сергей Ивкин и Вита Корнева).
Все последователи господина Лебядкина и похожи, и не похожи. Екатерина Гришаева – спокойна и философична: «Как прекрасны и тяжелы, сияют над миром звезды,\ И какой над миром бывает промозглый дождь…». Она-то, собственно, и открывает номер. Далее тексты принимают, условно говоря, более экстремальный характер: «…Ни матери, ни Таньки, ни рубля…», «…Я напиваюсь все чаще – нехватка адреналина…» (Екатерина Ермакова). У Сергея Ивкина более сильный, устоявшийся голос, его хочется цитировать: «да я выжил вот в этой культуре\ журавлиной почти что на треть\ перепало на собственной шкуре\ в невозможное небо смотреть\ (это темное небо отвесно)\ ты приходишь в себя от тычка\ в электричке становится тесно\ тчк, тчк, тчк». Самые «лебядкинские» в этой подборке, наверное, стихи Салавата Кадырова: «Меня нельзя,\тебя нельзя,\ его нельзя.\ В стране Можно\ Никого нельзя.\ а в стране\ Нельзя можно всех».
«Чешская харчевня» Анны Батуриной – довольно-таки жутковатая пьеса из жизни людей, которые – как бы это сказать помягче – отрицают обывательский образ жизни. То есть они живут в «Чехии» – халупе на обочине трассы, их «Прага» – деревянный сортир, и так далее. Из области питания популярны галлюциногенные грибочки. Что-то вроде «программы» высказывает главная героиня Чешка, обращаясь к человеку из «нормального» мира: «У меня одна психологическая травма – это тебе подобные. Почему вы считаете, что правильнее живете?.. Пронумерованное быдло…».
Илья Гончаренко представляет нам повесть «Про себя», система «автор-рассказчик» такова: преподаватель факультета журналистики «журит» студенческие литературно-художественные этюды. Рассерженный несовершенством этих опусов, он решает взяться за дело сам и являет нам текст. Повествование от первого лица, действуют герой-наркоман и его приятель, и еще несколько персонажей. Имеет место попытка ограбления, убийство и проч., фоном жужжит филологическая жизнь. Происходят сюрреалистические вещи, которые как бы «навеяны» состоянием героев. Захватывает! Но автор изначально предупреждает: «…умный читатель учтет экспериментальный характер текста и соответствующим образом отнесется к затрагиваемой в рассказе теме наркотиков, но на всякий случай, чтобы на этот счет ни у кого не возникло никаких сомнений, говорю: никогда, никогда не употребляйте и не пробуйте употреблять наркотики, от них – только одна беда».
Еще в номере – проза Юлии Кокошко, название пойдет и за характеристику в целом: «Бегущие трепеты бегущих». «Живучий гад» Александра Колесника не слишком впечатляет – опять же потому, что с его «живучим гадом» все ясно с самого начала. «Черная» комедия Андрея Крупина «Мракобесы» не «чернее» «Чешской харчевни». Коротенькие «Случаи» Галины Метелевой – скучновато…
Не очень понятно почему, но в этот выпуск попала прозы Марины Палей «Занимательная голография». Впрочем, хорошо, что попала. Эта проза известной писательницы, как и большинство ее вещей в последнее время, развивает тему «русская культура» (скорее даже «русский менталитет») – и «другая» жизнь. Последняя фраза «Занимательной голографии» – «Свобода держит в руке меч».
В номере до обидного мало критики – единственная рецензия на книгу Марины Семеновой «Волкодав» (зато художественная, почти проза).
Ну а на последних страницах «Урал» напоминает нам о своих звездах: дебютантах «Урала» разных лет, среди которых Слава Курицын, Александр Верников, Ольга Славникова и другие.
Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=9112007140144&oldnumber=417