"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 37 (417) от 1.11.2007

Книжная Полка

Молодой «Урал» – дубль восемь

Анна САФРОНОВА

Екатеринбугский журнал «Урал» уже восьмой раз за последние несколько лет представляет читателю так называемый «молодежный» номер (по нумерации нынешнего, это девятый, то есть сентябрьский номер).

Количество дебютантов беспрецедентно: впервые в «Урале» публикуются три четверти авторов этого журнала. Только в подборке стихотворений литературного объединения «ЛебядкинЪ» девять новых имен – и лишь два более или менее «старых» (Сергей Ивкин и Вита Корнева).

Все последователи господина Лебядкина и похожи, и не похожи. Екатерина Гришаева – спокойна и философична: «Как прекрасны и тяжелы, сияют над миром звезды,\ И какой над миром бывает промозглый дождь…». Она-то, собственно, и открывает номер. Далее тексты принимают, условно говоря, более экстремальный характер: «…Ни матери, ни Таньки, ни рубля…», «…Я напиваюсь все чаще – нехватка адреналина…» (Екатерина Ермакова). У Сергея Ивкина более сильный, устоявшийся голос, его хочется цитировать: «да я выжил вот в этой культуре\ журавлиной почти что на треть\ перепало на собственной шкуре\ в невозможное небо смотреть\ (это темное небо отвесно)\ ты приходишь в себя от тычка\ в электричке становится тесно\ тчк, тчк, тчк». Самые «лебядкинские» в этой подборке, наверное, стихи Салавата Кадырова: «Меня нельзя,\тебя нельзя,\ его нельзя.\ В стране Можно\ Никого нельзя.\ а в стране\ Нельзя можно всех».

«Чешская харчевня» Анны Батуриной – довольно-таки жутковатая пьеса из жизни людей, которые – как бы это сказать помягче – отрицают обывательский образ жизни. То есть они живут в «Чехии» – халупе на обочине трассы, их «Прага» – деревянный сортир, и так далее. Из области питания популярны галлюциногенные грибочки. Что-то вроде «программы» высказывает главная героиня Чешка, обращаясь к человеку из «нормального» мира: «У меня одна психологическая травма – это тебе подобные. Почему вы считаете, что правильнее живете?.. Пронумерованное быдло…».

Илья Гончаренко представляет нам повесть «Про себя», система «автор-рассказчик» такова: преподаватель факультета журналистики «журит» студенческие литературно-художественные этюды. Рассерженный несовершенством этих опусов, он решает взяться за дело сам и являет нам текст. Повествование от первого лица, действуют герой-наркоман и его приятель, и еще несколько персонажей. Имеет место попытка ограбления, убийство и проч., фоном жужжит филологическая жизнь. Происходят сюрреалистические вещи, которые как бы «навеяны» состоянием героев. Захватывает! Но автор изначально предупреждает: «…умный читатель учтет экспериментальный характер текста и соответствующим образом отнесется к затрагиваемой в рассказе теме наркотиков, но на всякий случай, чтобы на этот счет ни у кого не возникло никаких сомнений, говорю: никогда, никогда не употребляйте и не пробуйте употреблять наркотики, от них – только одна беда».

Еще в номере – проза Юлии Кокошко, название пойдет и за характеристику в целом: «Бегущие трепеты бегущих». «Живучий гад» Александра Колесника не слишком впечатляет – опять же потому, что с его «живучим гадом» все ясно с самого начала. «Черная» комедия Андрея Крупина «Мракобесы» не «чернее» «Чешской харчевни». Коротенькие «Случаи» Галины Метелевой – скучновато…

Не очень понятно почему, но в этот выпуск попала прозы Марины Палей «Занимательная голография». Впрочем, хорошо, что попала. Эта проза известной писательницы, как и большинство ее вещей в последнее время, развивает тему «русская культура» (скорее даже «русский менталитет») – и «другая» жизнь. Последняя фраза «Занимательной голографии» – «Свобода держит в руке меч».

В номере до обидного мало критики – единственная рецензия на книгу Марины Семеновой «Волкодав» (зато художественная, почти проза).

Ну а на последних страницах «Урал» напоминает нам о своих звездах: дебютантах «Урала» разных лет, среди которых Слава Курицын, Александр Верников, Ольга Славникова и другие.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=9112007140144&oldnumber=417