"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 36 (416) от 25.10.2007

Вернисаж

Поэзия традиционного пейзажа

Александр ДАВИДЕНКО

Еще один юбилей дает нам возможность познакомиться с живописью Юрия Петрова, художника из Вольска. В свои 60 лет он по-прежнему молод, творчески активен и очень плодовит. В выставочном зале Союза художников показаны, в основном, натурные этюды, написанные во время частых поездок на пленэры.

В работах Ю. Петрова обращает на себя внимание цвет и красочная фактура. При всей материальности, цвет у него превращается в инструмент, с помощью которого он оркеструет собственные эмоциональные состояния, будь то светлая грусть, глубокая печаль или ликующий восторг. Для художника важен мотив, особое, трепетное отношение к разнообразным характеристикам увиденного, отчего его этюды так насыщены чувством, настроением. В большинстве случаев (за редким исключением), его работы – это чистый пейзаж, без примеси оценочных моментов, без социализации сюжета и без увязывания дня сегодняшнего с прошлым. Хотя он часто вводит в живописное пространство городские и сельские постройки, людей, но все это воспринимается и подается, как уже решенная, природная гармония. Похоже, он согласен с М. Нестеровым, писавшим: «Большинство пейзажистов заражается самой природой, а не идеями ее». В целом, искусство Ю. Петрова тяготеет и тематически, и пластически к «Союзу русских художников», для которых характерно проникновенное, «настроенческое» прочтение природы. Воспринятые ими психологизм И. Левитана, декоративизм А. Куинджи, импрессионизм К. Коровина и замечательное умение увидеть большое в малом и донести это до зрителя В. Серова, переработанное с учетом новых пластических находок и некоторым изменением взгляда на окружающий мир, был передан новой, молодой генерации художников, у которых, в свою очередь, уже обучался Ю. Петров. Кроме того, не надо забывать, что он долгое время был директором детской художественной школы в г. Вольске, поэтому, в силу педагогических обязанностей, не мог не интересоваться историей русской живописи и, в особенности, близкого ему пейзажа. Это объясняет, почему в его творчестве мы находим такое разнообразие живописных реминисценций. Можно сказать, что Ю. Петров духовно близок И. Левитану, но по живописному темпераменту, по лирическому характеру интерпретации живой природы, по скупой цветовой гамме, но с тонко разработанным тональным многообразием, небольшими, но звучными красочными аккордами, активизирующими общее колористическое звучание, он напоминает В. Рождественского периода северных пейзажей («Хмурый день», «Вечер в Лопастенке», «Северная деревня» и др.). С другой стороны, по пластическим предпочтениям, напоминает Л. Туржанского и П. Петровичева с их экспрессивной живописью и «фактурным» красочным слоем, лепящим натуру, опредмечивая ее до физической осязаемости («На рассвете», «У поля на краю», «Старая банька» и др.). Его пейзажи не лишены романтической приподнятости и некоторой декоративности, удачны попытки выйти за рамки частного, прибегнуть к некоторым обобщениям («Дорога в лагерь», «На Волжских берегах», «К вечеру» и др.). В связи с этим нельзя не вспомнить А. Рылова: хотя пластические приемы, используемые Ю. Петровым, не так разнообразны, звучность и смелость цветовой палитры существенно меньше, а художественное мышление не столь масштабно (его голос звучит как бы регистром ниже), но романтический взгляд на окружающую натуру во многих пейзажах, сближает их.

Интересен этюд «Яблони в цвету», вызывающий в памяти «Голубой куст» К. Юона или «Цветущие вишни» П. Петровичева. Различные оттенки зеленого, от темно-оливкового, до почти белого, щедро рассыпанные мелкими мазочками по плоскости, создают ощущение по-весеннему «вскипевших» фруктовых деревьев. Тема Волги – одна из основных и любимых у Ю. Петрова: это и широкие, панорамные виды реки («Хмурый день», «На Волге»), и чуть заметные полоски воды, когда большую часть пространства занимают песчаный остров на переднем плане и круто спускающиеся к реке невысокие горы на заднем плане («На Волжских берегах»).

Минорное настроение, приглушенные краски, выдержанные в единой тональности, но с хорошей проработкой нюансов, предлагают нам «Осенние заботы», где серая, влажная дымка сглаживает контрасты и транспонирует общее звучание на несколько тонов ниже. В работе «Наш сад» практически отсутствует глубина пространства и вторые планы, все изображено фронтально, словно из сложного целого выхвачен фрагмент. Сдержанные охристые тона, серые, буроватые, лиловые, оливковые, темно-фиолетовые, которыми прописаны и небо, и земля с опавшими листьями, и сложно окрашенные деревья, – все это создает нужную и верную интонацию для характеристики старого сада поздней осенью. Весь цветовой строй поддерживается единым коричневым тоном, а густая краска, плотно положенная на картон, придает сцене особую материальность и основательность. И в этой сумеречной гармонии в центре чуть намечена фигура человека в линялой красной куртке, приглушенный цвет которой становится самым ярким пятном, доминантой композиции.

Плотная, пастозная живопись, создающая ощущение особой «предметности» изображаемого, наглядно продемонстрирована в двух этюдах. В первом («Скошенное поле») две трети плоскости занимают очень «фактурные» полосы желтеющей стерни с клочком еще зеленой травы, а сосновые леса с проплешинами на дальних холмах и низкое небо с осенними, но еще не плотными тучами, придают этому полю еще больший динамизм и выразительность. На втором этюде («У поля на краю») резкий контраст темного, сочного распаханного чернозема на переднем плане и светлых далей с «горящими» осенними деревьями, прохладным голубым небом, подкрашенным на горизонте в лиловые тона, как будто сглажен, гармонизирован центральным островком деревьев, находящихся в тени и, потому, не демонстрирующих пышность наряда, а также тяжелыми, хотя и не предвещающими непогоды, тучами, протянувшимися через все небо.

Легок и прозрачен этюд «Русь», выполненный, видимо, ранним утром, когда осеннее солнце только-только взошло и осветило неярким светом скошенное поле, ряды стожков и изящную церковку, вырастающую из-за склона холма, в то время как сам не проснувшийся город, на заднем плане, еще утопает в сизой предрассветной дымке. Городской пейзаж «Зима пришла» жизнеутверждающий по цвету и настроению. Палитра сдержана, объединена серым тоном, а фигура дворника в синей куртке и в красном платке – словно мажорный аккорд, определяющий торжественность звучания всей сцены. В работе «Сходят снега» очень хорошо прочувствовано состояние ранней весны: серо-голубая талая вода и тяжелый, просевший снег вызывают физическое ощущение прохлады и свежести, обнаженные склоны, поросшие прошлогодней, охристого цвета травой, выходящие наружу борозды распаханного поля и еще голые березы с розоватым маревом веток на вершинках, уходящих во взвихренное небо, – все это отзывается смешанным чувством радости и печали (здесь нелишне вспомнить близкие по колориту и настроению зимние пейзажи И. Ендогурова). Из больших работ, выполненных на холсте, наибольшее впечатление оставляет «Сезон окончен»: минорность крестьянских домов буроватого цвета на заднем плане, жухлой травы в центре и серого неба, оживляет уходящая торжественность увядающих желтых листьев, словно легкое кружево, наброшенное на ветки деревьев и слегка приглушенные цветные пятна лодок, вставших у берега на зимовку.

Нельзя сказать, что все пленэрные этюды и работы, выполненные в мастерской, оказываются удачными. Встречаются и случайные, слабые, в которых незначительная частность не становится чем-то большим («Весна», «Уходящий день»), иногда не удается передать не только эмоциональное, но и физическое состояние, например, утреннего тумана («Рано по утру», «На дальних покосах»). Нередко декоративные возможности цвета используются в слишком больших пропорциях, из-за чего нарушается баланс между разными элементами композиции («Полнолуние», «Перед грозой»). Случается, что чрезмерным акцентированием цвета он пытается подменить серьезную проработку всей композиции, что выдает поспешность («Волжские просторы»). Наконец, бывают и просто неудачные работы, такие, как «Волга» с пластилиновыми волнами и с несопрягаемыми по цвету планами, «Саратовская весна», имеющая не только привкус, но и вкус дешевого салона, настолько она надуманна и искусственна, или «Над Волгой», больше похожая на слабую театральную декорацию. Это лишь подтверждает тезис о том, что правда факта не всегда становится правдой искусства.

И все же положительных впечатлений от этой выставки гораздо больше, мы видим, что Ю. Петров является хорошим колористом, а романтическое отношение к предмету его творческих устремлений позволяет создавать оптимистичные работы даже с очевидным грустным мотивом. Сдержанная, но в то же время очень выразительная цветовая палитра, сгущение приглушенных и темных красок разрешается в сочном, певучем цвете, становящимся эмоциональной вершиной этого своеобразного крещендо. Природные цветовые соотношения словно усилены темпераментом художника (чему способствует и фрагментарность композиций), а форсирование душевных переживаний закрепляется в экспрессии цвета и пластики. К нему, безусловно, приложимо высказывание В. Манина: «Искусство поэтизирует жизнь, иначе оно теряет художественные признаки». Из ныне живущих саратовских художников, работающих в жанре традиционного пейзажа, Ю. Петров, конечно же, является одним из сильнейших.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=9112007132621&oldnumber=416