"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 36 (416) от 25.10.2007

Угол Зрения

Бюджет города. Прозрачность откладывается

Александр НИКИТИН, председатель СПЦ «Солидарность»

В спецвыпуске газеты «Саратовская панорама» от 27 сентября опубликован проект решения Саратовской городской Думы «О бюджете города на 2008 год». А на 30 октября 2007 года назначены общественные слушания по проекту городского бюджета на 2008 год.

Нельзя с чувством удовлетворения не отметить определенные, правда, практически незаметные, косметические положительные подвижки в объеме и качестве информации по проекту бюджета, которой администрация города Саратова поделилась с нами – с жителями. Но достаточно ли этих косметических и символических изменений?

Предлагаемый объем информации, который по прежнему ограничивается ведомственной росписью, не дает нам, жителям, сделать главный и принципиальный вывод, что деньги будут использованы наиболее рациональным и эффективным образом. А без этого убеждения, что с бюджетом полный порядок, можем ли мы, жители, быть спокойными за действия нашей городской муниципальной власти?

Насколько широк разрыв между представлениями администрации города Саратова об объеме проекта бюджета, подлежащего опубликованию, и пожеланиями неравнодушной части общественности города, заинтересованной в максимальной открытости бюджета, наглядно показал 18 октября общественно-консультативный совет при главе администрации города Саратова, на котором обсуждался проект бюджета города на 2008 год.

Надо отдать должное профессионалу А.П. Мурзакову, он честно, под одобрительное молчание присутствующих «ленивых и нелюбопытных» общественников, отвечал, что более детального проекта бюджета администрация города публиковать не намерена. По мнению А.П. Мурзакова, информации по проекту бюджета опубликовано достаточно и в более подробной детализации нет необходимости.

И надо сказать, что, если исходить из фактического положения дел на сегодняшний день, а не ориентироваться на перспективу, на цивилизованное культурное будущее, на потребность вовлечения населения города в непосредственное управление городским хозяйством, на развитие сплошного гражданского контроля за деятельностью администрации, расходованием бюджетных средств, то есть на реальное превращение местного самоуправления из низшего самого бесправного звена властной вертикали по управлению местом в настоящее полновластное местное самоуправление, то А.П. Мурзаков прав.

Для присутствующих на общественно-консультативном совете «ленивых и нелюбопытных» представителей общественности (а надо честно признаться, что присутствовали практически все наиболее активные общественники, чьи фамилии на слуху) и опубликованная в спецвыпуске «Саратовской панорамы» информация о проекте бюджета, очевидно, даже чрезмерно излишняя. Ее практически никто из «ленивых и нелюбопытных» общественников не читал, а главное, читать не собирается, и вопросов по проекту бюджета у этой специфической публики взяться неоткуда. Единственно, что интересовало этих «ленивых и нелюбопытных» общественников, будет ли в 2008 году продолжена практика муниципальных грантов и будет ли среди них распределяться социальный муниципальный заказ.

Для меня очевидно, что, по крайней мере, в 2008 году никаких принципиальных перемен с прозрачностью бюджета не произойдет. И отчет по исполнению бюджета за 2007 год, и формирование проекта бюджета на 2009 год пройдут в закрытом от населения режиме, практически в режиме служебной или коммерческой тайны, которую могут знать только единицы. Я, конечно, написал соответствующие обращения к депутатским группам и фракциям, к председателям комитетов городской думы, но рассчитывать на реальную положительную подвижку в этом вопросе не приходится.

Более того, я сегодня убежден, что все депутаты городской думы, так же как и мы, жители города, к проблеме прозрачности городского бюджета относятся равнодушно и решают более важную для себя лично проблему: реализацию возможности непосредственно или через близкие коммерческие структуры получать и осваивать городские бюджетные деньги как можно в более крупных суммах.

Но как бы не было печально настоящее, тем не менее, именно сегодня необходимо постоянно, при каждом удобном случае, без истерики и злопыхательства, говорить и напоминать чиновникам городской администрации и депутатам Саратовской городской думы о важности раскрытия бюджетных тайн для жителей города.

Именно поэтому на предстоящие 30 октября бюджетные публичные слушания, на которые вполне предсказуемо жители города не придут, мной поданы следующие предложения:

1. Перед вынесением проекта бюджета в Саратовскую городскую думу для утверждения опубликовать для всеобщего сведения:

– экспертное заключение по бюджету контрольно-счетной палаты;

– прогноз социально-экономического развития территории города на очередной финансовый год;

– основные направления бюджетной и налоговой политики города на очередной финансовый год;

– план развития муниципального сектора экономики;

– анализ исполнения муниципальных целевых программ за прошедший финансовый год, а также прогноз за текущий финансовый год.

2. Предусмотреть в бюджете города Саратова на 2008 год средства для опубликования (обнародования) полного и подробного отчета об исполнении бюджета города Саратова за 2007 год на таком уровне прозрачности, чтобы исключалась сама возможность сокрытия воровства и злоупотреблений с бюджетными средствами, а также, чтобы отчет по бюджету включал в себя полные и подробные отчеты всех, без исключения, муниципальных учреждений, предприятий и организаций.

3. Предусмотреть в бюджете города Саратова на 2008 год средства для опубликования (обнародования) для обеспечения прозрачности и гласности процесса подготовки проекта бюджета на 2009 год и общественного контроля со стороны жителей города Саратова:

– все поданные заявки получателями бюджетных средств;

– согласованные заявки с главным распорядителем бюджетных средств;

– экспертное заключение по бюджету контрольно-счетной палаты;

– прогноз социально-экономического развития территории города на очередной финансовый год;

– основные направления бюджетной и налоговой политики города на очередной финансовый год;

– план развития муниципального сектора экономики;

– анализ исполнения муниципальных целевых программ за прошедший финансовый год, а также прогноз за текущий финансовый год.

Шансов, что эти предложения будут приняты, учитывая пассивность и равнодушие жителей города Саратова, практически никаких. Сегодня это данность, с которой надо смириться. И пусть эти предложения, отвергнутые большинством участников публичных слушаний и городским депутатским корпусом, будут только инородной каплей в мощном и всеохватывающем потоке равнодушия политических партий, общественных объединений и некоммерческих организаций, а также подавляющего большинства жителей города к судьбе городского бюджета. Пусть. Меня успокаивает мысль, что капля камень точит. А значит рано или поздно городской бюджет будет прозрачным и доступным для каждого жителя города.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=9112007132037&oldnumber=416