"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 35 (415) от 18.10.2007

Кумиры

Он пошел другим путем

Алексей ГОЛЯКОВ

Среди ныне известных актеров, художников, писателей, кто был в разное время связан с Саратовом,

свое особое место занимает народный артист России

Юрий Каюров. 30 сентября ему исполнилось 80 лет.

Для саратовских театралов это по-настоящему знаковая фигура. Целых 15 лет он прожил в нашем городе и проработал в академическом театре – тогда, помнится, имени Карла Маркса. В самом театре с большой теплотой вспоминают о нем, как о партнере по спектаклям и как о человеке. Актер в недавнем интервью телеканалу «Культура» признался, что без Саратова для него не было бы в дальнейшем ни великого Малого театра, где он служит и поныне, несмотря на почтенный возраст, ни множества ролей в кино. Будучи в штате театра драмы, он в то же время являлся горячим поклонником Саратовского ТЮЗа, школы Юрия Петровича Киселева, и одно из ярчайших, по его словам, впечатлений молодости – это спектакль «Алеша Пешков», с успехом шедший на тюзовской сцене в 60-е годы.

Большая литература, с которой в течение жизни работал артист, во все времена дает пищу для разных толкований, разных интерпретаций образов и сюжетов. Так, сейчас Юрий Каюров видит свою почти эпизодическую роль Рябинина в спектакле «Достигаев и другие» в философском, а не в бытописательском плане. Игуменья Маланья (Е. Гоголева) в страхе прячется от Рябинина, разгуливающего в потертой кожанке среди дорогой мебели и ковров, и голосит: «Вон Рябинин тут шастает… В чужом доме! А запретить – нельзя! Свобода».

Неслучайно, видимо, и то, что артист стал рекордсменом по количеству ролей Ленина, сыгранных как на съемочной площадке, так и в театре. В фильме «Ленин в Париже» (1981 г.) вождь впервые предстал не как добрый дедушка, поглаживающий кошечек, а «террорист», направляющийся утром к автомобилю с пистолетом, который он прячет в карман своей жилетки. Насколько тогда авторы ленты погрешили против исторической достоверности, судить трудно, но в перспективе переосмысления значения конкретной личности они сделали примечательный штрих. И даже получили за фильм – еще тогда, в советское время – Государственную премию.

А направил Каюрова еще в 1961 году на «ленинскую» стезю не кто иной, как Иван Пырьев, долгие годы, как известно, являвшийся законодателем мод в советском кинематографе, и к актерской братии, всегда относившийся властно и предельно требовательно. Юрий Иванович неоднократно рассказывал, что на пробы роли Ленина в фильме «В начале века» о шушенском периоде вождя претендовало 40 человек, в том числе москвичи, представители тогдашней «золотой молодежи». Но Пырьев был оригинален и как всегда непредсказуем в своем выборе: «Играть будет вон тот, из Саратова».

Уже в первой серьезной киноработе «Шестое июля» по новаторской по тем временам пьесе М. Шатрова Каюров изобразил «своего» Ильича в куда более сдержанных тонах, предоставив возможность и себе, и зрителям открыть простор для психологического прочтения, для оживления подтекста. «Народно-балаганный» Ленин заканчивался, вызревала необходимость принципиально иного взгляда и на саму революцию, и на ее творцов. «Я пошел так же, как и он, другим путем», – шутит сейчас о себе артист.

Никита Михалков в одной из телепередач рассказывал, что в отделе пропаганды ЦК КПСС существовал негласный список, касающийся репертуарных нюансов и распределения ролей между теми или иными артистами. И иронически добавлял, что была отдельная директива – «артисту Каюрову, как эталонному экранному и сценическому Ленину, отрицательных ролей не предлагать». Практика опровергает эти предположения. Каюров не стал актером одной роли. В золотой фонд телевидения вошел телеспектакль Леонида Хейфеца «Вишневый сад» (1976), где Каюров выступил в одной из главных ролей, купца Лопахина, вместе со звездным ансамблем: Нифонтова (Раневская), Смоктуновский (Гаев), Гундарева (Дуняша). Прославленный Малый театр, ставший для него вторым домом, открыл в актере и новые, неожиданные грани в обрисовке характеров ХХ века: художник Васильев в «Выборе» по Ю. Бондареву, Пальчиков в «Вечернем свете» по А. Арбузову, капитан Сафонов в «Русских людях» по К. Симонову.

Так что не Лениным единым… Глеб Панфилов в фильме «Романовы – венценосная семья» предлагает в 2000 году Каюрову роль царского генерала Алексеева. Мейерхольдовское взрывное начало, соединяясь с традиционализмом Малого, доказывает свою привлекательность и творческую жизнестойкость.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=31102007142146&oldnumber=415