"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 35 (415) от 18.10.2007

Производство

Крыша – дело серьезное

Алексей ГОЛЯКОВ Саратов – Ульяновск

11–12 октября в городе Новоульяновске проходил расширенный семинар «Завод «ТехноКРОМ»: от инновационного решения проблемы ветхой кровли к взаимной долгосрочной выгоде». В семинаре приняли участие представители средств массовой информации Поволжского региона.

Актуальность проведения подобных мероприятий для волжан несомненна. Не секрет, что регион, за исключением, пожалуй что Самары и Нижнего Новгорода, страдает хронической протекаемостью крыш не в переносном, а в самом прямом смысле. Так, например, в Волгограде на капитальный ремонт жилищного фонда этом году выделено 326 млн рублей, однако ремонт кровли выполнен всего лишь на 48 процентов. В Ульяновске в прошлом году за счет городского бюджета были приведены в порядок крыши только в 35 домах. Столица Удмуртии Ижевск получил в капремонт из казны республики 53 млн рублей при минимальной потребности на эти нужды 5 млрд. Что же касается недавней «столицы Поволжья», то наш родной город, по состоянию на конец августа с. г., мог похвастаться отремонтированной кровлей только…в пяти домах. И освоил 1,9 млн рублей. Эти данные были озвучены в ходе семинара.

В чем же причина недофинансирования такого важнейшего технического компонента жилищного фонда, как кровля? И в чем заключаются преграды на пути к более эффективному использованию новейших систем в данной сфере, что, в свою очередь, и может создавать финансовые проблемы? На эти и другие вопросы в Новоульяновске отвечать пришлось вместе и устроителям мероприятия (в этой роли выступили директорат «ТехноКРОМа, а также областное министерство по строительству), и представителям корпорации «ТехноНИКОПОЛЬ», куда входит новоульяновский завод, ну и самим журналистам.

«Кровельная» необходимость

Текущие и перспективные планы по реализации большинства объявленных нацпроектов повисают в воздухе, если не будет отлажена строительная индустрия. Неважно, что будет строиться: новый завод со сложным и «капризным» оборудованием, торгово-развлекательный комплекс, личный коттедж или тюрьма – в любом случае мелочей на стройке нет. В России же больше всего головной боли у эксплуатационников и жильцов занимает не газоснабжение, не водопровод и даже не плохая работа лифтов, а именно крыша.

Советская и постсоветская практика применения рубероида стала притчей во языцех, окончательно доказав свою и громоздкость, и нетехнологичность, и антиэкологичность вкупе с неэстетичностью. Картины же, когда полупьяные мужики латают, что называется, дыры на крышах девятиэтажек, тягая снизу ведра на веревках и заливая попутно горячей смолой фасады, а заодно и окна с балконами, вообще попадают в разряд особенностей национального ЖКХ. Как отметил на встрече руководитель службы технической поддержки управления производством корпорации «ТехниНИКОЛЬ» Сергей Колдашев, время просто потребовало появления на рынке компании, которая бы превратила кровельное дело из малопривлекательного, убыточного ремесла в достойный бизнес. Корпорация была основана в 1993 году. Ее специализацией стали разработка и производство материалов не только для крыш, но и для мостов, если шире – для изоляции зданий и сооружений от вредных воздействий: атмосферных осадков, перепадов температур, ультрафиолетового облучения, сильного ветра.

Журнал «Forbs» присвоил корпорации 65 место в рейтинге крупнейших частных компаний мира. Располагая 27-ю производственными предприятиями в России и СНГ, отечественные производители кровли имеют также 180 торговых представителей в 35 странах. Факт устойчивого экспорта готовой продукции (а не сырья!) в Германию и Финляндию, не говоря уже о Польше и Румынии, заслуживает пристального внимания. И размышления, почему имея под боком у себя, как в случае с Новоульяновском, современные производства кровли, мы оказываемся в положении сапожника без сапог? Любуясь при каждом выезде за границу красивой архитектурой и добротными крышами на домах (а «ТехноНИКОЛЬ» научился выпускать покрытия самых разнообразных цветов и оттенков), мало пока кто из сегодняшних российских туристов догадывается, что всё чаще вся эта красота – дело рук российских производителей.

Школа саратовского «политеха»

Директор «ТехноКРОНа» Юрий Титенко ведет гостей в цех, где размещена линия по изготовлению битумных и битумно-полимерных материалов. Оговорюсь сразу, конечный продукт, прекрасно упакованный маркированный рулон, очень похожий на линолеум. В соседней с цехом лаборатории нам были продемонстрированы морозостойкость материала (кусок ткани помещали в специальный холодильник, позволяющий вырабатывать максимальный для наших широт холод) и прочность на растяжку (зажимали между двумя креплениями). Результаты впечатлили.

Весьма поучителен для других тот факт, что маломощный заводик, открытый в 1964 году на базе цементного завода в качестве всего лишь отдельного цеха по выпуску мягкой кровли, смог с началом реформ адаптироваться к конкурентным условиям и органично вписаться на правах дочернего предприятия в компанию международного уровня. С осени 2000 года бывший завод «Ульяновсккровля» влился в корпорацию «ТехноНИКОЛЬ» и стал именоваться «ТехноКРОН». Срочно и качественно было проведено переоснащение производства. Сам Титенко видит успех «омоложения» завода в оперативно найденном контакте с итальянскими партнерами. Ныне производительность каждой линии достигает 2 млн кубометров продукции в месяц.

Конечно, полностью исключить вредное влияние производственных процессов как на здоровье работающих, так и на окружающую среду нельзя. Битум, при всей желаемой герметичности производства и применения, – всё же не шелк, пахнущий розами. «Мы принципиально не используем в цехе женский труд», – заявил Юрий Михайлович. И все же в помещении установлены приборы респирации, откачки воздуха, фильтры. Кроме того, молоко для работников, забытое на многих предприятиях, которые традиционно назывались вредными, – не очередная галочка в отчетности по защите труда. Он, этот труд, защищен прежде всего неплохой, по поволжским меркам, заработной платой рабочих – 18–20 тысяч рублей в месяц. Плюс гарантированным санаторно-курортным лечением, ежедневной доставкой на автобусе к месту работы и обратно домой.

Развивая тему чистоты и экологичности производства, директор предложил участникам пресс-тура стать свидетелями и дегустаторами… курицы, запеченной в нескольких слоях фольги, помещенной при этом в разогретую линию цеха. Сначала подумалось, что он шутит. Однако чуть позже вкусившие нетрадиционный гриль корреспонденты всерьёз начали советовать директору открыть пищевой цех. Что зря пропадать выделяемой тепловой энергии? Юрий Титенко по поводу рационализаторского предложения журналистов обещал подумать.

За «импровизированным» обедом выяснилось, что директор Новоульяновского завода родом из Саратовской области, из Ершова. Закончил Саратовский политехнический институт в 1970 году. Уже был директором в 1978–1987 годах, затем, после работы на других предприятиях, возвратился на завод в 1996. И сегодня уже не может не связывать свою дальнейшую биографию с настоящим и будущим завода.

Перспективы и преимущества

Министр строительства Ульяновской области Валерий Малиновский на пресс-конференции буквально заразил всех присутствующих желанием как можно быстрее и полнее донести до коммунальщиков и строителей Поволжья, от Твери до Астрахани, информацию о предприятии, которое на деле в состоянии облагородить наш быт. На первом этапе сделать его хотя бы безопасным. А Сергей Колташев подкрепил это пожелание конкретными инженерными данными, не нуждающимися в комментариях: срок службы привычного для старого поколения кровельщиков рубероида – 3–4 года. Продукция компании «ТехноНИКОЛЬ» – битумные материалы на не гниющей основе из стеклохолста и стеклоткани (в частности, класса «Эконом», «Премиум» и «Бизнес») – имеет потенциальный срок действия до 30 лет, реальный срок – не менее 15-ти. Единственное, что пока не отлажено, это рынок квалифицированных кадров, способных работать с новыми кровельными системами. Но эта трудность временная. Сама компания создала в регионах технических представителей, оказывающих консультативные услуги при установке кровли. Более того, сеть представителей взаимодействует с проектными организациями, участвуя в разработке дизайна и архитектурных решениях.

Все согласились с утверждением Сергея Колташева: «Хотелось бы, чтобы наша жизнь не была такой серой, как разводы на потолке». Думается, это имеет самое непосредственное отношение к современному кровельному бизнесу. И ко всем, на кого он работает.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=31102007141322&oldnumber=415