"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 33 (413) от 4.10.2007

Кумиры

Табаков в гостях у студентов

Татьяна ЛИСИНА

Ни любовь народа, ни признание властей, ни руководство главным драматическим театром страны – МХТ – не мешают Олегу Павловичу Табакову любить свой родной Саратов.

Последние годы он часто бывает на родине, балуя саратовцев то гастролями МХТ, то спектаклями другого возглавляемого им коллектива – «Театра под руководством Олега Табакова». Не забывает он и саратовских актеров, время от времени счастливо меняя их судьбу. Конечно, мы привыкли к ТЮЗу с Владимиром Красновым, к драме с Сергеем Сосновским и Владимиром Калисановым. Но не будем эгоистами и останемся благодарны Табакову за то, что теперь они (как и некоторые другие, им устроенные), работают на самых престижных сценах страны и, к слову сказать, получают при этом за свой труд раз в десять больше того, что мог предложить им Саратов.

Олег Павлович обычно принимает активное участие в пресс-конференциях, но на этот раз он отдал предпочтение не журналистам, а самой любопытной и благодарной аудитории – студенческой. Студенты и преподаватели СГУ задавали самые разные вопросы, на которые актер вызвался отвечать с «присущим ему легкомыслием». Отрывки из состоявшейся беседы мы предлагаем вашему вниманию.

Предвосхищая некоторые вопросы, Олег Павлович признался: «Дважды женат. Детей двое. Как от первого брака, так и от второго. Младшему – год и пять месяцев». Студенты отреагировали на последние слова одобрительными аплодисментами.

Говоря о счастье, актер процитировал царя Соломона: «Человек должен быть счастлив при том, что он делает». Это у меня есть».

Актер тепло вспомнил свое саратовское детство, желание мамы, чтобы сын стал гинекологом. Театральную студию при Саратовском Дворце пионеров, определившую всю его дальнейшую судьбу. Ее возглавляла легендарная Наталья Иосифовна Сухостав, книгу о которой недавно выпустил Табаков. Олег Павлович затронул трагические страницы истории нашей страны: «Мужу Натальи Иосифовны, Виктору Томашайтису, поручили расследовать диверсию на только что отстроенном тогда Крытом рынке. И так как он очень мало «вредителей» обрек на расстрел, то был расстрелян сам. В книге о Сухостав я опубликовал последнюю переписку между супругами, которые уже знали, что Виктор приговорен к расстрелу. Ромео и Джульетте рядом делать нечего. Поразительная история настоящей любви настоящих людей. Именно любви, а не того суррогата, о котором сейчас поют: «Ты целуй меня везде, я ведь взрослая уже».

Чуть позже Табаков продолжил эту тему: «Мне было 14 лет, когда арестовали человека, влюбленного в мою мать. Он слушал «Голос Америки» и читал газету «Британские союзники». Пытались раскрыть заговор. Но заговор предполагает массовость. И его страшно пытали, чтобы он назвал как можно больше фамилий. Как он смог выдержать эти пытки? Но ни фамилию моей мамы, ни других, он не назвал. Помню, как шел тогда с мамой по улице. Сзади раздался шепот: «Не оборачивайтесь! Я буду идти за вами и рассказывать, что они с ним там делают!» Это была мать нашего арестованного друга… Сейчас многие из старшего поколения говорят: «Мы не знали, что тогда делалось!» Ложь! Они просто не хотели знать».

– Как вы относитесь к современной молодёжи? – поступил вопрос от этой самой молодежи.

– Господь Бог, пролетая над бескрайними просторами моей родины, щедро рассыпает таланты. Казалось бы, мне 72 года, чего еще надо? Ну, получу орден «За заслуги» I степени, если доживу до 75. Ан, нет. Через 10 месяцев открою школу для одаренных детей. Чтобы отобрать их, проеду по России, загляну на Украину, в Белоруссию. Нельзя радоваться тому, что мы выпускаем средних артистов. Средний – неконкурентоспособен. Помните, у Сэлинджера в книге «Над пропастью во ржи» есть такое место. Героя спрашивают: «Что бы ты хотел делать?». «Я бы хотел, чтобы прямо до пропасти тянулось ржаное поле. Я буду у самого края этой пропасти ловить бегающих детей, чтобы они не сорвались».

Спрашивали и об отношении к Гоголю и к Гончарову. И о том, какая самая любимая роль. «Любить можно женщину. И ты всегда знаешь, любишь или нет. Некоторые любят родину. В определенном возрасте многие начинают любить природу. А роли? У меня внуков четверо, и я не знаю, кого люблю больше. Того, кто болеет? Или того, кто младше?»

– Вы сыграли Шеленберга в «Семнадцати мгновениях весны». Правда ли, что его родственники выразили вам за это благодарность?

– Вы знаете, признание племянницы Шеленберга – не самая большая награда в моей жизни. Но действительно, к Рождеству я получил подарок, всякое там маленькое забавное «гномьё», и открытку: «Спасибо Вам, что Вы были так же добры, как был добр дядя Вальтер». А Андропов мне тогда сказал: «Олег! Так играть гитлеровского генерала безнравственно!»

– Что вам интересно в современной прозе?

– Алексей Иванов из Перми. Купил у него права на одну книгу. Подсказал ему сюжет новой: подробный разговор старика с молодым человеком о жизни. Алексей признался, что у него есть похожая идея. Будет писать. Читаю Людмилу Улицкую. Очень понравилась вещь Павлика Санаева «Похороните меня под плинтусом». Читал Денежкину из Екатеринбурга. Может, вскоре родится кто-то, кто многому нас научит?

— Какую музыку слушаете?

– Мои пристрастия старомодны. Люблю слушать Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Моцарта. Из того, что звучит, нравится Алла Пугачева, Земфира, «Любэ». Если выбирать между Гребенщиковым и Макаревичем, ближе Макаревич.

— Как отдыхаете?

– Я не люблю отдыхать. Могу выдержать только 5–7 дней в доме отдыха.

— Ваш следующий фильм?

– Буду сниматься у своей приятельницы Киры Муратовой в фильме про брата (пяти лет) и сестру (одиннадцати). В канун Рождества у них умирает мать. Малыш замерз. А девочку взяли в «обезьянник». Мой персонаж без объяснения причин пытается помочь детям. …На будущий год нашему «подвалу» («Театру под руководством Олега Табакова» – Авт.) исполнится 30 лет. Мы открылись 25 октября 1978 года – в день рождения Ленинского комсомола – спектаклем Валерия Фокина с очень красивым названием: «С весной я вернусь к тебе».

А мы будем надеяться, что и сам Табаков, и спектакли его театров не будут забывать волжские берега.

Завершило встречу официальное сообщение ректората, что Олег Павлович дал согласие войти в оргкомитет по подготовке к 100-летию университета.

Пересечь коридор и площадь у Х корпуса СГУ оказалось не так-то просто: живое студенческое кольцо, тесно окутав знаменитость, следовало по пятам, протягивало бесконечные тетради в клеточку дабы получить раритет – роспись известного актера. Долго уговаривать его «подписывать конспекты» не пришлось. Актер так улыбался, что было ясно: это живое общение ему по душе.

По дороге к машине Табакова ждал сюрприз. Художница Елена Лялина, чей отец вместе с Олегом Павловичем занимался в театральной студии у Сухостав, зная, что актер коллекционирует все, что связано с так удачно озвученным им персонажем, вручила Табакову свою картину, написанную специально для него: на ней кот Матроскин проплывает верхом на стерлядке под саратовским мостом.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=9102007163316&oldnumber=413