"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 33 (413) от 4.10.2007

Премьера

«Кошкин дом» на новый лад

Алексей ГОЛЯКОВ

Современная сказка – гость чрезвычайно редкий на сцене, и во многом по этой причине обращение к ней рождает буквально взрыв интереса как к самим произведениям, выдержанном в этом жанре, так и к постановкам по ним.

Недавняя премьера в Саратовском театре юного зрителя «Зимы не будет» – из числа тех органичных совпадений замыслов режиссера и автора пьесы, что при просмотре спектакля порой складывалось впечатление: его создавали близкие друг другу люди, схожие и по возрасту, и по воспитанию, и по месту жительства, и еще Бог знает по каким признакам. В общем, всё ладно и замечательно, как в сказке. Пусть даже и современной.

Однако до самого последнего времени автор пьесы Виктор Ольшанский и режиссер Екатерина Гороховская практически не знали о существовании друг друга, и свел их на одной сценической площадке фестиваль детской и юношеской драматургии «Четвертая высота», руководитель которой – завлит Екатеринбурского ТЮЗа, критик и театральный продюсер Олег Лоевский – столь умело отбирает из современного драматургического потока подлинные жемчужины, что его фестивали давно перешагнули провинциальный рубеж и стали заметным явлением на всем театральном пространстве России.

Ольшанский – кинорежиссер по образованию, и уникальность его творческой судьбы заключается в том, что, будучи нацеленным во ВГИКе на интерпретацию чужих текстов в визуальных образах, он стал более известен как непосредственный творец литературной основы постановок. Причем, как в кино, так и в театре. Его перу, в частности, принадлежит сценарий телефильма «Хозяйка детского дома», с успехом шедшего еще на советском экране в 80-е годы с несравненной Н. Гундаревой в главной роли. Пьеса «Зимы не будет» – совсем, можно сказать, свежая, написана она два года назад, и события в ней разворачиваются во дворе современного многоэтажного дома.

Екатерина Гороховская, безусловно, представляет тех, кто себя нарекли поколением «next». Совсем юная хабаровчанка приезжает в разгар рыночных реформ в северную столицу, поступает без всяких связей в театральный вуз, дальше – аспирантура, по совместительству работа на радио, в детской редакции, наконец, зачисление в труппу легендарного БДТ имени Товстоногова. Это уже второй ее проект с Олегом Лоевским, год назад она представляла с актерами ТЮЗа читку пьесы В. Сигарева «Волчок», права на экранизацию которой вскоре были закуплены одной французской телекомпанией.

История, рассказанная удачно сложившимся сценическим ансамблем, на удивление достоверна и вместе тем лирична. Одинокая баба Паша постоянно кормит бездомных котов у себя под окнами и всякий раз отнекивается от предложений ее крутого сынка Пети и его жены (зовут ее, кстати, Молчидура) переехать к ним в загородный дом и не заниматься ерундой на старости лет. Коты – Одноглазый, Тощий и Рыжий – наделены почти всеми человеческим чертами: устраивают драки из-за порции речной рыбы и наивной кошечки-трехцветки Новенькой, мечтают о теплом человечьем жилье, ругаются между собой («демократ хренов»). И, конечно, души не чаят в своей заступнице и кормилице. Олицетворением драматург наделил и Дерево, которое вершит со своей высоты устную летопись происходящего и, по-своему несчастного, заезженного автомобиля «Форд-фокус». Уже на предварительной читке пьесы в театре в апреле с. г. критики и зрители единодушно отмечали андерсеновское звучание текста, признавая, что спектакль создан в лучших традициях Юрия Петровича Киселева.

Реалии сегодняшнего дня спроецированы на сцене настолько ненавязчиво, что за забавностью персонажей и увлекательностью сюжета совсем не соринкой в глазу выглядит мораль – нужно всем быть чуть терпимее друг к другу, и тогда тетю Пашу не выселят за неуплату коммунальных долгов из квартиры, ведь это будет грозить ее котам и кошке неминуемой гибелью от голода. Но приближается календарная зима, и с эти ничего не поделаешь. Сказка – она и есть сказка, и «кошачья бригада» вместе с Деревом, которое по ходу действия все больше и больше выглядит волшебным, на общем собрании трудового коллектива двора единогласно решают отменить зиму. И кончается вроде бы все хорошо, зима повержена, тем более и климатические изменения, очевидные всем, подоспели вовремя – от «парникового эффекта» и в конкретном дворе никуда не денешься. Но вдруг, ни с того, ни с сего, под занавес, в темноте над сценой блещут первые, совсем как настоящие, снежинки. Как говорил поэт, сказка ложь, да в ней намек…

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=9102007163235&oldnumber=413