"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 33 (413) от 4.10.2007

Бизнес

О пользе консалтинговых услуг

Владислав ЕРШОВ, бизнес-консультант, коуч

Я бы мог назвать свою статью по-другому – «Третий не лишний». Ответ кроется в задачах, решаемых бизнес-консультантами. Как правило, эти задачи реализуются при наличии двух оппонентов (одним из которых всегда выступает заказчик, а с другой стороны могут быть учредители, сотрудники, клиенты, поставщики, фискальные органы, государство). И здесь присутствие третьей стороны, не отягощенной корпоративными стандартами и эталонами работы заказчика и в то же время имеющей опыт решения разнообразных задач, будет полезно, если не сказать больше, жизненно важно.

В последнее время в нашей стране наблюдается явный рост консалтингового рынка. Появляются как компании, так и отдельные специалисты, предлагающие разнообразный спектр своих услуг. Возникает резонный вопрос: «C чем это связано? Это суровая необходимость или дань моде? Кто и как становится бизнес-консультантом? Где на них учат?». Я постараюсь в формате этой статьи ответить на подобные часто задаваемые вопросы.

Большая доля консалтинга в мире – это аудит. Мы будем рассматривать консалтинг в области решения каких-либо бизнес-задач, когда к консультантам обращаются за помощью. Само направление бизнес-консультаций стало развиваться в нашей стране недавно, и говорить о том, что какие-либо стандарты приняты на всем консалтинговом рынке России, пока еще рано – он слишком молод. У российских консультантов, как правило, не более 5–10 лет профессионального стажа, поскольку в СССР такого бизнеса формально не существовало.

С другой стороны, есть профессии, которые занимаются консалтингом уже столетиями и даже тысячелетиями, и мы с ними регулярно сталкиваемся. Это врачи, педагоги, священники, юристы. Другое дело, что обычно это не называют «консалтингом», но дело же не в названии, верно?

Очень часто я слышу замечательное сравнение бизнес-консалтинга с врачебной практикой. Всё население, независимо от пола, возраста, образования и даже величины уставного капитала, знает, что врач, во-первых, расспросит вас и сделает запись в карточку «со слов больного…». Во-вторых, проверит жалобы, послушает, постучит, направит на анализы, поставит диагноз, который, кстати, может сильно отличаться от жалоб больного… И, наконец, в-третьих, наметит план решения задачи, т. е. план лечения. При этом студентам в медицинских вузах крепко «вбивают» в голову: больного нельзя лечить «по жалобе», больной не может сам поставить себе диагноз... Если когда-либо придется лечить близких людей (родственников), будьте чрезвычайно осторожны, т. к. можете быть эмоционально вовлечены и просто навредить.

Теперь о «…суровой необходимости или моде…». Бизнес, как и человек, рождается, развивается, подвержен болезням, у него имеются этапы взлётов и падений, он может зачахнуть и умереть в юном возрасте, а может дожить и до глубокой старости, увидев, как на его базе развиваются и набирают силу другие бизнес-направления («дети» и «внуки»). Но в любом случае, ни одна компания не умрёт не «заболев». И нельзя заранее предугадать, к каким последствиям приведёт та или иная «болезнь». Пройдёт ли она незаметно, получит ли организация иммунитет, или она умрёт. В этом случае собственник, как сказочный герой, всегда стоит на перепутье трёх дорог: первая дорога – выпутываться самому (аналогия – самолечение); вторая дорога – спросить совета у друзей (аналогия – спросить совета у знахарки, шамана, и т. д.) третья дорога – обратиться к бизнес-консультанту (аналогия – обратиться к врачу)..

Поэтому вопрос о моде на консалтинг некорректен, здесь несколько другое. Опять пример из медицины. Показателен опыт, поставленный в Харькове: в участковой поликлинике сидел высококлассный психотерапевт, и к нему направляли всех посетителей, прежде чем пропустить к любому врачу. Оказалось, что более 50 % больных далее не шли. Вероятно, этим людям было нужно вовсе не лечение, а скорее «общение по поводу их лечения».

Работая в городах Н.Новгород и Москва исполнительным директором холдинга (консалтинг), я столкнулся с похожей ситуацией и в бизнес-среде. Часто бывает так, что проговаривание проблем на консультации с бизнес-консультантом приносит не только душевное облегчение (что тоже немаловажно, т. к. работа у руководителей стрессовая), но и, как правило, их решение.

Поэтому говорить о консалтинге в области решения бизнес-задач приходится скорее с точки зрения суровой необходимости, нежели в качестве дани моде.

И ещё немного о суровой необходимости с другой точки зрения. На вопрос потенциальных клиентов: зачем нам это (консультации, консалтинг) нужно, я всегда перед ответом привожу образный пример в свободном изложении, который прочитал несколько лет назад в книге Стивена Шиффмана «Руководство консультанта».

Представьте, вы бизнес-консультант с некоторым опытом (который позволяет вам быть бизнес-консультантом) и вас пригласили в компанию, у которой в последнее время стали падать продажи, для консультации. Вы приходите в центральный офис, вас встречает на входе охранник (вы замечаете, что у охранника расстегнута ширинка), он вызывает сопровождающего, выходит молодой человек (вы замечаете, что и у него расстегнута ширинка), он провожает вас в приемную, где вас встречает миловидная секретарша, в брючном костюме (вы замечаете, что у неё также расстегнута молния), она провожает вас в кабинет, где вы встречаетесь с руководителем (вы замечаете, что у него расстегнута ширинка), после непродолжительной беседы руководитель вызывает своих заместителей и руководителей отдельных подразделений для знакомства, они все приходят, вы с ними знакомитесь (вы замечаете, что у всех расстегнуты ширинки). Директор приглашает вас с ним пообедать и спрашивает о первых впечатлениях и возможных рекомендациях. Что вы посоветуете? Наверное, застегнуть ширинки. Грубо? Но зато в самую точку.

Теперь ответы. Первый ответ: часто наш заказчик впервые столкнулся с проблемой N. А опытные консультанты, благодаря своим частым командировкам и гигантскому переработанному количеству литературы, уже решали ее десятки раз и относятся к ней как к одной из клеточек таблицы умножения…

Второй ответ: я уверен, что почти все наши уважаемые заказчики, придя ко мне домой, смогут легко выкинуть кучу разнообразного хлама: мою армейскую форму, свадебный пиджак, книги по радиоэлектронике, которые я не открывал с 1995 года, и много ещё всего разного. Любой здравый человек, не отягченный эмоциональным опытом, связанным с тем или иным предметом, предложит выкинуть его, и правильно сделает. И сыграет роль консультанта. Получается, что я глупее его? Нет, просто я, как любой человек, нахожусь в рамках своих стереотипов, привычек, предубеждений…

Третий ответ: существуют различные методики решения как стандартных, так и нестандартных задач. Как и профессия дирижера, режиссера, профессия консультанта все-таки профессия второй половины жизни после 35. Здесь помимо знаний нужно иметь некоторый жизненный и бизнес-опыт. Как выразился английский экономист Калверт Макхем: «Консалтинг – это армия, в которой самый младший чин – полковник».

Четвёртый ответ: «…нет пророка в родном Отечестве…». Иногда все начинания руководителя-реформатора тонут во внутреннем саботаже коллег и подчинённых. И не по их злому умыслу, а по причине отсутствия опыта по управлению изменениями самим реформатором. После двух–трёх неудачных попыток на него «вешается клеймо», и изменить своими силами ситуацию практически уже невозможно.

Я сравниваю бизнес-консультанта с профессиональным наемником, которого нанимают, когда родная земля горит под ногами захватчика-супостата, или когда имперским амбициям не позволяет осуществиться небольшая личная армия. Он же, закалённый в коммерческих войнах, покрытый шрамами от пропущенных ударов, но выживший и ставший ещё мудрее, хитрее и злее, всегда готов оказать вам помощь.

Таков в моём представлении бизнес-консультант, т. е. практик с хорошей теоретической подготовкой и умением (желанием) поделиться опытом.

Напоследок совет из книги «V. Менеджер мафии»: «Никогда не нанимайте университетских профессоров в качестве консультантов по любому предмету. Они ничего не знают о прикладных аспектах и живут в своих иллюзиях и безумных теориях. Что гораздо хуже – они учат этим теориям молодые, невинные и ни о чем не подозревающие умы».

(Продолжение следует)

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=9102007162557&oldnumber=413