"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 32 (412) от 27.09.2007

Чистый Город

Движение бюджета «мимо бюджета»

В распоряжении редакции газеты «Богатей» оказался текст, анализирующий движение финансовых средств в г. Саратове. Полагая, что изложенные в нем сведения могут заинтересовать наших читателей, мы решили их опубликовать, снабдив комментарием председателя правления Саратовской региональной общественной организации «Чистый город», профессора, доктора технических наук Александра Васильевича Фролова. Редакция готова ознакомиться и с другими отзывами на публикацию.

Аналитическая справка

о движении бюджетных средств в г. Саратове

В администрации города Саратова создана система движения средств бюджета, минуя бюджет, либо через организации, не являющиеся согласно законодательству участниками бюджетного процесса (распорядителями или получателями средств бюджета).

Приведем только несколько примеров.

– Наибольшие хищения бюджетных средств идут в ЖКХ ( ДЕЗах, ТСЖ, УК). Например, денежные средства, выделяемые на благоустройство в районах, списываются на вывоз строительного мусора (?), снега, побелку деревьев и бордюров… и обналичиваются. Только по этой статье уводится порядка 150–250 млн руб. в год. По аналогии списываются средства на ремонт и обслуживание жилья. Но здесь цена вопроса 1150 млн руб. в год, т. е. на порядок выше.

– Муниципальные заказы – это особая тема для чиновников-любителей наживы. Цены на тендерах, как правило, в 1,5–3 раза выше рыночных. Тендеры, в основном, договорные. На договорных тендерах бюджет города теряет сотни миллионов рублей ежегодно. Сколько говорилось и писалось на эту тему! Скандал следует за скандалом, но в лучшую сторону ничего не меняется. Как правило, конкурсы выигрываются фирмами-однодневками, которые выполняют роль посредников между администрацией и исполнителем.

Можно однозначно считать, что в администрации создана действующая система хищения бюджетных средств, как говаривали раньше, в особо крупных размерах.

– Огромные потери бюджет несет на уличной торговле. Сбор с торговых мест и рынков «черным налом» в г. Саратове составляет как минимум 1,5 млрд руб. Торговля без кассовых аппаратов выводит из-под налогообложения примерно 12 млрд рублей. При наведении только в этом вопросе порядка бюджет города мог бы пополниться на 25–35 %. Но в этой сфере годами ничего не меняется, администрация фактически саботирует решение этой проблемы.

– Значительные денежные средства городской бюджет теряет при оформлении земельных участков и при составлении договоров на так называемые «обременения» (ТУ, выделение квартир муниципалитету…). На чистых (незастроенных) площадках город недополучает сотни миллионов рублей в год. Строители только на взятки чиновникам всех уровней тратят до 30 % от указанных сумм, так как давно поняли, что иначе вопрос не решить.

За период с 2000 по 2003 гг. муниципалитет недополучил порядка 41000 кв. метров жилых площадей (по факту получено не более 7000 кв. метров), т. е. строители в сговоре с администрацией только в указанный период (в современных ценах) обворовали бюджет на сумму более 1,5 млрд рублей.

Сотни семей в Саратове не получили квартиры, которые могли бы получить, а мзду за это беззаконие получили те, кто помог безнаказанно обманывать очередников. И эта практика продолжается и в последние годы.

– МУП «Единый расчетно-кассовый центр» аккумулирует на своих счетах средства бюджета города и бюджетов других уровней, ассигнованные на жилищное хозяйство, по схеме, не предусмотренной бюджетным законодательством, через накопительный (!?) счет фактически коммерческой структуры. Данное предприятие осуществляет со своего счета платежи (расходы бюджета), расчеты за ДЕЗы и администрацию, МУП «Саратовводоканал» и др. Оплачиваются как оказанные услуги, так и ничтожные договоры, при этом возможны варианты двойной оплаты.

Схему используют МУП «Саратовводоканал», ДЕЗы, муниципальные предприятия ЖКХ, ТСЖ и др. При такой практике, соответственно, деформируется система управления и финансового контроля.

Через МУП ЕРКЦ прокачиваются кредиты под гарантии администрации, причем лицензии на банковскую деятельность у МУПа нет. Не лишним считаем напомнить, что на счетах МУП ЕРКЦ аккумулируется половина средств от собираемых с населения города на оплату ЖКУ, содержания и ремонта жилья, а это 1,5 и более млрд рублей ежегодно.

В настоящее время разработана и используется схема вывода части имущества МУПа ЕРКЦ под коммерческие структуры в счет погашения «убытков». Разработана схема и умышленного банкротства МУПа.

– Управление страхованием договоров, заключаемых в рамках муниципального заказа. С 2004 года страховые компании страхуют договоры по ремонтам жилья, дорог, инвестиционной программе и др. Планируется страховать муниципальное имущество. На страховые выплаты затрачивается не более 1 % от получаемых сумм. А остальные что – обналичиваются?

Кроме того, эти коммерческие организации получают полную информацию о финансовых потоках и влияют, в той или иной мере, на деятельность муниципальных организаций, например, ДЕЗов, комитета по дорожному строительству, ЖКХ, УКСа. Один из методов влияния – не страховать договоры (или затягивать сроки оформления страховок) и срывать сроки выполнения работ.

Из бюджета страховым компаниям перепадает до 35-55 млн рублей в год, а эти суммы могли бы использоваться на ремонт школ, больниц, на помощь малоимущим и т. д.

– О планах приватизации городского имущества. Десятки объектов продаются по ценам в 15–25 раз ниже рыночных цен, как правило, объекты включаются в список под заказ. Бюджет же недополучает 500–750 млн рублей в год.

– Умышленное банкротство МУПов – убытки для города сотни миллионов рублей. Техника и имущество реализуются подставным фирмам за бесценок, и затем с новыми собственниками городом заключаются договоры по стоимости услуг в несколько раз выше, чем с бывшими МУПами, при этом бюджетные деньги фактически бесконтрольно переходят частным структурам, которые, став монополистами по оказанию услуг городу и населению, диктуют свои цены. Так, например, умышленно банкротится «Горэлектротранс».

Цель – за бесценок реализовать имущество на подставные фирмы и заменить муниципальный транспорт на частный, маршруты которого контролирует администрация города.

Только за кураторство маршрутов автобусов и ГАЗелей собирается и передается наличными порядка 80–110 млн руб. в год.

Принимая экономически необоснованные тарифы на ЖКУ, бюджет теряет сотни миллионов рублей ежегодно, эти деньги оседают в карманах поставщиков.

– На счетах в банках, обслуживающих муниципалитет, постоянные остатки денежных средств более 100 млн рублей – и это при хроническом дефиците бюджета и постоянном кредитовании города. Банки за такую услугу заинтересованным лицам оплачивают до 6 % годовых. А чьи банки обслуживают счета администрации и МУПов, выяснить не трудно.

– Новинка последних двух лет – это создание чиновниками ТСЖ и ассоциации ТСЖ. Это ассоциации, созданные Гордополовым (Ленинский р-н), Фадеевым (Фрунзенский р-н), Геймором (Волжский р-н) и, по аналогии, в других районах. Сбор по оплате за ремонт и содержание жилья в этих организациях – до 1 млрд рублей в год, из которых львиная доля с помощью различных схем оседает в карманах заинтересованных лиц.

На основании приведенных в этой справке данных можно сделать вывод, что в Саратове два бюджета: официальный – 4,2–4,7 млрд рублей и теневой – 7,5–11,0 млрд рублей.

Комментарий А.В. Фролова

Корр.: Александр Васильевич, какой самый общий вывод Вы могли бы сделать после знакомства с аналитической справкой?

А. Фролов: Начну с того, что все проблемы в городе из-за патологической жадности одних и беспринципности других. Что касается вывода, то он, на мой взгляд, очевиден. Можно обобщить эти примеры как звенья системы, иллюстрируя масштаб и последствия. Те, кто разработал схемы воровства, действуют по следующей примерной схеме. Берется реально существующая проблема. Предлагается внешне простой и привлекательный подход – этикетка. Под этой вывеской выстраивается схема увода бюджетных денег.

При этом всегда предполагаются: 1) несовершенство законодательства; 2) заинтересованность или некомпетентность должностных лиц, исполнителей; 3) мягко говоря, лояльность работников контролирующих организаций и правоохранительных структур.

Город банкротят, и муниципальное имущество абсолютно безнаказанно разворовывается, т. е. чиновники в сговоре с частью депутатского корпуса делают все, чтобы лишить будущих руководителей города возможности нормально решать проблемы жителей. Управлять будет практически нечем. Имущества (включая качественное жилье и земельные участки) у города не будет, а на балансе города останутся только развалюхи (аварийное жилье) и миллиардные долги перед кредиторами.

Город, имея финансовые ресурсы, предпочитает постоянно клянчить деньги у области. Но при существующей системе сколько ни дай – все будет мало.

Корр.: А что можно сделать? Или ничего сделать невозможно?

А. Фролов: Почему же ничего нельзя сделать? Ситуацию нужно менять в корне. Каждый должен выполнять свои обязательства. Депутаты должны принимать грамотные, направленные на защиту населения решения и жестко контролировать их исполнение. Правоохранительным структурам, и в первую очередь прокурорским работникам, давно пора избавляться от своих оборотней в погонах, реально, а не на словах бороться с коррупцией и коррупционерами, т. к. бездействие контрольных и правоохранительных структур просто преступно и провоцирует на более масштабное казнокрадство.

Корр.: Есть ли, по-вашему мнению, во всем этом, кроме стремления к наживе и обогащению, и политический момент?

А. Фролов: Безусловно, есть. Эти политические составляющие носят названия саботаж и дискредитация, так как своими необдуманными «профессиональными» действиями администрация дестабилизирует обстановку в городе. В этих условиях и жителям давно пора высказать свое мнение, которое можно так сформулировать: «Хватит нас обирать и обворовывать. Обеспечьте нам условия для нормальной стабильной работы, и бюджета города будет хватать на решения многих накопившихся годами проблем».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=9112007154430&oldnumber=412