"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 31 (411) от 20.09.2007

Премьера

Холодный свет «Безымянной звезды»

Екатерина БОГДАНОВА

В прошлую пятницу академдрама открыла театральный сезон сдачей спектакля по одноименной пьесе Михаила Себастиана «Безымянная звезда». Охочий до экспериментов по совмещению несовместимого и игре контрастов, калужский режиссер Александр Плетнев и во второй своей работе на саратовской сцене нашел, чем озадачить и задеть за живое пришедших на премьеру зрителей. Во всяком случае, его комедийно-лирическое прочтение сценария на поверку оказалось весьма эксцентричным.

Эксцентрика, впрочем, вполне удобоварима и не травмирует. Возможно, потому, что переживания героев хотя и выпуклы, но в целом, в гармонии декораций, музыкального и светового оформления, смотрятся предельно органично. В розданных еще до премьеры интервью режиссер признавался, что своей главной и самой интересной задачей видит столкновение двух чужеродных миров: беспечной светской жизни и унылого мирка провинциального городишки с вокзалом в качестве единственной достопримечательности. И это ему удалось: кажется, что созданию контрастов в спектакле подчинено все.

Железнодорожная станция становится тем местом, где разворачиваются почти все события пьесы. Лишь под конец действие смещается в дом учителя Мирою (Валерий Малинин), однако декорации меняются незначительно, поскольку жилище холостяка-учителя убого и неустроенно едва ли не так же, как и сам вокзал. Вообще оформление сценического пространства, как и костюмы большинства героев-обитателей станции, тускло и подчеркнуто убого. Всюду по сцене развешаны бесформенные пальто и мешковатого покроя пиджаки, создающие эффект человеческого присутствия и нагнетающие и без того унылую атмосферу. Дополняется безрадостная картина освещением, проникающим на сцену откуда-то снизу и сбоку, отчего большая часть происходящего на подмостках погружена в полумрак. Зато технически интересно обыграно решение железнодорожной платформы. Она зрительно расширяет пространство и добавляет действию динамики, так как находится в постоянном движении, – то образуя каморку начальника вокзала одновременно с билетной кассой, то становясь частью встречающего и провожающего проходящие поезда железнодорожного перрона или превращаясь вдруг в некое подобие спальных отсеков. Декорациям созвучна и подобранная самим режиссером музыкальная линия: камерные произведения авангардных Бориса Гребенщикова, Алексея Айги, Сергея Курехина, Егора Летова и Нино Рота.

Единственным светлым пятном в сером наполнении сцены становится роскошное белое платье Неизвестной (заслуженная артистка России Эльвира Данилина), высаженной из поезда безбилетной пассажирки первого класса. Тем разительнее задуманный режиссером контраст между появлением незнакомки и унылой провинциальной средой с устоявшимся бытом. При этом Александр Плетнев удачно балансирует на грани смешного и трагического. Комедийное наполнение пьесы создают нелепейшие образы обитателей захолустного городишки. Чего стоят только старая дева-учительница мадемуазель Куку (Ольга Милованова), проявляющая маниакальный интерес к личной жизни своих коллег и старших учениц, или недалекий начальник вокзала (Владимир Назаров), за двадцать лет исправной службы на вокзале научившийся лишь двум вещам: невпопад громогласно кричать: «Лопаты! Взять в руки лопаты!», а во всех выбивающихся из привычного порядка ситуациях интересоваться у собеседников: «Национальность? Судимость?».

Вменяемыми в этой среде кажутся только два персонажа: учитель астрономии и его приятель учитель музыки Удря (Андрей Казаков). Оба – энтузиасты своей профессии и непризнанные гении, засмеянные в невежественной среде, оба вызывают жалость. Мирою открыл в Галактике новую звезду, о чем никто в городке даже не догадывается, Удря сочинил симфонию, которую ни разу не исполнял. Любовная линия пьесы в этих условиях кажется нелепой и неуместной. Но тем пронзительнее неожиданно вспыхивающий короткий роман между учителем Мирою и скучающей аристократкой Моной. Очень красиво обыграна кульминация спектакля – единственная ночь случайных любовников. На этом действии завершается первый акт постановки – им же в зеркальном повторении открывается после антракта второй акт. «Ни одна звезда никогда не отклоняется и не останавливается на своем пути», – убеждает самого себя в неизменном порядке вещей Мирою. И потому финал уже предопределен. Мона не находит в себе сил даже во имя любви противостоять безликой мадемуазель Куку, она слишком привыкла к другому образу жизни. С каждым доводом своего богатого любовника Грига (засл. арт. России Игорь Баголей) она все отчетливее осознает, чем обернется для нее в порыве чувств данное учителю обещание остаться, и, сдавшись, уезжает из маленького городка навсегда.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=24092007171303&oldnumber=411