"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 31 (411) от 20.09.2007

Проблема

Хождения по «быстрокредитам»

Александр ГАЛИНСКИЙ

5 сентября комиссия Саратовского управления федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе за отсутствием нарушений прекратила производство в отношении банка «Экспресс-Волга».

Это производство было возбуждено управлением два месяца назад на основании заявления, в котором сообщалось, что, вопреки широко разрекламированной и предоставляемой круглосуточно услуге, как расписано на огромных щитах на улицах Саратова, банк на самом деле не предоставил «быстрый кредит за 30 минут без лишних формальностей и без справки о доходах» и растянул эту операцию более чем на сутки, а заодно потребовал справку с места работы о доходах и ксерокопию трудовой книжки за весь период трудовой деятельности, заграничный паспорт и другие документы, что явно «выползало» за обещания «без лишних формальностей».

В областном управлении в действиях банка усмотрели было признаки нарушения статей 33 (пункт 2, часть 1) и 36 (части 1, 2) Федерального Закона «О рекламе» и, на основании Правил рассмотрения антимонопольным органом подобных дел, возбудили производство по признакам нарушения данного законодательства и назначили рассмотрение на 8 августа.

Доказывая необоснованность претензий заемщика, представитель ЗАО «АКБ «Экспресс-Волга» заявила, что «тот неправильно прочитал и понял нашу рекламу»; обещание-де кредита за 30 минут не означает получение денег через полчаса после обращения в банк, а обозначенный в рекламе «счетчик» включается с момента утверждения решения о выдаче кредита до получения денег в кассе.

На втором заседании, состоявшемся 5 сентября, приглашенные для внесения ясности представители Главного управления Центробанка РФ по Саратовской области согласились с доводами представителя «Экспресс-Волга». В итоге члены комиссии единодушно решили прекратить производство дела.

Такое же обещание выдачи быстрокредита за 30 минут рекламирует и «Банк Москвы». Правда, здесь сначала надо 2 часа выстоять в длинной очереди за получением бланка анкеты и потом еще около часа отвечать на более сорока содержащихся в ней вопросов. В отличие от «Экспресс-Волги», сотрудники этого банка не утруждают себя составлением на компьютере анкеты заемщика, а заставляют его самого покорпеть над ответами на 50 вопросов, многие из которых явно надуманы и не имеют никакого отношения к процессу выдачи кредита. Особенно поражают своей ненужностью вопросы о целях использования кредита, направлении деятельности компании, где работает кандидат в заемщики, о банках, где он раньше брал кредиты, о привлечении к уголовной ответственности с указанием статьи УК, о посещении зарубежных стран за последний год и даже просят назвать страховщика автомобиля, если таковой имеется в наличии.

«После того, как принесете заполненную анкету и заверенную в отделе кадров копию всех записей в трудовой книжке, снова встанете в очередь, мы примем ваши документы и в течение дня дадим ответ», – вежливо пообещала мне сотрудница. «А как же обещание кредита за полчаса?» – не унимался я. «Вы действительно такой наивный? Тридцать минут – для рекламы, на деле гораздо дольше, – улыбнулась сотрудница. – Мы же не дадим кредит первому встречному…».

Раздосадованный кредитной неудачей, я пожелал узнать, всюду ли так легко отбрасывают клиентов, и отправился в автосалон выбирать иномарку, к которой «прикреплены» представители различных банков. Едва присмотрелся к одной из машин, как возле меня оказалась миловидная представительница МДМ-банка и предложила услуги по кредитованию.

Внеся в компьютер паспортные данные, сведения о моей работе за предыдущие пять лет и доходах, она выдала ответ, что, по одной банковской программе, эти данные почти делают меня реальным заемщиком, но наступившие к сроку полного погашения кредита мои годы препятствуют этому. По другой программе того же банка, возраст не имел никакого значения, но меня заживо «похоронила» слишком частая охота к перемене трудовых мест за последние пять лет, причем смягчающие обстоятельства в расчет не принимались.

«Компьютеру совершенно безразлично, по какой причине вы меняли место работы, – вздохнула представитель банка, – и теперь он выражает опасение, как бы вы после получения нашего кредита опять не оказались в другой организации». «Ну, это уже сущая глупость, – возразил я, – тут можно перестраховываться до бесконечности, вплести в анкету возможные болезни и эпидемии, предвидеть просто старческий маразм и помешательство, учесть возможность заражения СПИДом, переломы ног и рук, поражения электрическим током и т. д. и т. п., да мало ли чего еще может внезапно нагрянуть на человека…».

Сраженная моими убедительными доводами, сознательная девушка все-таки сильно хотела посадить меня в новую иномарку и повела к столь же милым представительницам «Русфинансбанка»: авось, там-то не такие драконовские условия. Пока не знаю, драконовские ли, но допрашивали меня основательно, будто готовили к секретной загранкомандировке. Для начала сфотографировали маленьким прибором, очень похожим на аппарат, читающий штрих-коды в магазинах, и заставили расписаться под распечаткой моего довольно скверного портрета. Теперь, думаю, банковские особисты будут долго анализировать выражение моего лица с запечатленным на нем желанием как можно круче надуть их блаженный банк. Я, конечно, не Ален Делон, но и не Кощей Бессмертный, но, чувствую, с такой физиономией мне не попасть в заемщики. Потом прошлись по всей моей длинной и ничем не запятнанной биографии: не был ли судим, сколько платим за квартиру, на что тратим зарплату, какие иные источники доходов имеем, какими еще объектами недвижимости владею, сколько лет моей старой машине, номера водительского удостоверения и ИНН, не получаю ли «черную» зарплату. Затем поинтересовались теми же данными о моей жене. Собрав эти данные, представитель банка предупредила, что и тут «номер» может не пройти – есть кое-какие ограничения.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=24092007170940&oldnumber=411