"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 31 (411) от 20.09.2007

Глядя из Саратова

Спуститься с небес на землю

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

В Саратове снова заговорили об идее «фикс» – переносе действующего аэропорта за черту города.

В неопределенность ситуации явно добавилось высказывание федерального транспортника Игоря Левитина, который, удовлетворяя любопытство вездесущего зампреда парламента госпожи Слиски, недвусмысленно дал понять, что все планы по строительству в области новой взлетной площадки не найдут в верхах финансового понимания, обещанного, кстати, саратовским радетелем Вячеславом Володиным в его последний предвыборный приезд в родные города и веси. Информационные агентства поспешили распространить высказывание, а некоторые местные издания объявить, что местным властям дальновиднее было бы прислушаться к мнению министра и заняться проектами по расширению уже существующей взлетно-посадочной полосы. Правда, неучтенной во всех этих перспективах осталась одна маленькая деталь: даже при наличии на то объективных причин, расширяться аэропорту попросту некуда.

Недолетавшие

Не такое уж большое количество строительных объектов могло бы похвастаться столькими нереализованными, по независящим от них обстоятельствам, замыслами, как саратовский аэропорт. Не нужно быть экспертом в этой области, чтобы понять, что, даже отвечая всем предъявляемым на сегодняшний день базовым требованиям безопасности, сооружение подобного уровня 1931 года постройки нуждается в серьезной реконструкции.

Едва ли не впервые в верхах об этом заговорили в 1978 году. Вопрос серьезно рассматривался на комиссиях, и уже тогда из пяти предложенных вариантов дислокации нового аэродрома всплыли два основных: населенный пункт Сабуровка и военно-воздушная база в Энгельсе. Правда, дальше разговоров дело не пошло, во многом тогдашние надежды похоронила беззаботная улыбка знаменитого «олимпийского мишки», заставившая страну на время забыть обо все прочих статьях расходов.

Со страшной силой будоражить воображение городских властей идея начала вновь в достопамятное царствование Дмитрия Федоровича. Одно время город даже вел решительные переговоры с военным ведомством о слиянии аэропорта с энгельсским военным аэродромом. Но идея по созданию аэропорта совместного базирования, как известно, успехом не увенчалась. Военные не пошли на потворство губернаторских амбиций, даже несмотря на то, что прецеденты использования военных аэродромов в гражданских целях в России на тот момент уже имелись. Другое дело, что неудача лишь подхлестнула воображение Дмитрия Федоровича, и он, с присущим ему энтузиазмом, взялся за продвижение не менее грандиозного проекта: постройки взлетно-посадочной полосы на территории САЗ с намывкой дамбы до острова Казачий. Случись все, как было задумано, аяцковская «столица Поволжья» и впрямь могла бы поставить Россию в один ряд с островными государствами, наподобие Японии, в которых такого типа аэропорты давно и успешно существуют. Но то ли от недостатка градоначальнического рвения, то ли просто в силу непреодолимого несоответствия местного рельефа географическим условиям страны восходящего солнца, проект, которым, кстати, всерьез занимался Казанский институт, так и остался нереализованным.

Нелетные условия

Площадкой, ради которой стоило бы ломать копья сегодня, могла бы стать все та же Сабуровка. По мнению специалистов, из всех имеющихся вариантов она наиболее соответствует критериям будущего аэропорта как особенностями рельефа местности, так и наличием большого числа коммуникаций: в частности, близостью железнодорожного полотна и автомобильной трассы федерального значения, наличием линии электропередач и газопровода. Все это позволило бы новому аэродрому не только стать сосредоточением мощного транспортного узла с речным сообщением, но и создать более совершенный механизм для посадки воздушных судов, так как за счет благоприятных климатических условий в зоне своего расположения аэропорт смог бы принимать самолеты в более сложных погодных условиях.

Как бы там ни было, позиция руководства «Саравиа» однозначна: переносить взлетно-посадочную полосу необходимо. И, по мнению гендиректора ОАО «Саратовские авиалинии» Александра Бокова, принятие этого решения в первую очередь продиктовано соображениями безопасности: «Аэропорт с течением времени оказался зажат городскими постройками, что не лучшим образом сказывается на безопасности полетов. На сегодняшний день мы полностью соответствуем всем требованиям по безопасности, но, с учетом того, что эти требования постоянно ужесточаются, я не исключаю, что через несколько лет у нас возникнут проблемы в этом плане».

Но беспокойство вселяют и другие факторы. Это не только постоянное шумовое воздействие на жителей близлежащих кварталов, но и расположенность взлетно-посадочной полосы высоко над уровнем моря, из-за чего аэропорт находится в тесной зависимости от сезонных условий. К примеру, в осенний период туманы стоят над площадкой по нескольку дней, а то и целыми неделями.

Наконец, приходится учитывать и технический момент. Несмотря на оптимизм некоторых госслужащих, физической возможности для расширения взлетно-посадочной полосы у аэропорта на сегодняшний день нет. При длине полосы в 2220 метров аэропорт способен принимать самолеты 2 и 3 классов – такие, как Як–40, Ан–24 или малогабаритные европейские модели, часто используемые в чартерных рейсах. В любом случае, заходящие на посадку воздушные суда не должны быть тяжелее Як–42, в начале 80-х полосу даже специально удлиняли под этот тип самолета. Тогда как для современных «Боингов» и большинства других пассажирских и грузовых лайнеров длина полосы должна составлять минимум 3000 метров.

Федерация нам поможет?

Сегодня, по подсчетам замглавы администрации города по градостроительству Юрия Земскова, цена вопроса упирается в достаточно круглую сумму – 100–150 млн у.е. Вместе с тем, перенос аэродрома позволит городу задействовать внутренние резервы – высвободить свыше 200 га земли, расположенной в престижном районе, которая, скорее всего, будет отдана под жилой сектор и строительство автомобильных развязок.

«Аэропорт не должен находиться в центре мегаполиса, – считает министр строительства и ЖКХ области Дмитрий Федотов. – Он сдерживает развитие города, не говоря уже о том, что расположен в одном из самых неудачных мест с точки зрения городского планирования. Сейчас очень бурно развивается строительство в северном направлении – от Юбилейного и Новосоколовогорского поселков до Усть-Курдюма, где в скором времени развернется масштабное малоэтажное жилищное строительство с развлекательными, выставочными, деловыми центрами. И получается, что в середине между центром города и перспективной зоной развития лежит аэропорт, который очень сложно объехать из-за постоянных пробок».

По словам министра, вопрос строительства нового аэропорта обсуждался в федеральном агентстве по авиации и остался на стадии заключения соглашения между агентством и областью. Дело за малым – подготовить финансовое обоснование проекта, для чего еще раз рассмотреть все ранее предлагаемые варианты площадок под строительство.

Комментируя нашему изданию заявление Левитина, зампред областного правительства Алексей Щербаков, под чьим руководством проблему переноса аэропорта рассматривает рабочая группа, не скрыл, что пока перспективы у вопроса весьма туманные. «Наша позиция осталась неизменной: существует объективная необходимость строительства нового аэропорта», – заявил Алексей Анатольевич. И дал понять, что более зримые надежды область, вероятнее всего, обретет уже после парламентских выборов, когда состав правительственного кабинета, наконец, утрясется.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=24092007170711&oldnumber=411