"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 30 (410) от 13.09.2007

Книжная Полка

Продолжение следует

Анна САФРОНОВА

В последние дни августа вышел в свет №7–8 журнала «Волга–ХХI век». Мне, как ответственному редактору номера, хотелось бы представить читателю некоторые публикации этого выпуска и рассказать о наших авторах.

Самая объемная публикация номера — роман Евгения Новицкого «Лучшая книга о любви». Это дебют 22-летнего писателя из города Ангарска Иркутской области. Роман, который мы публикуем, вошел в лонг-лист российской литературной премии «Дебют» в минувшем году и был прислан в редакцию куратором этой премии, известной писательницей Ольгой Славниковой (последним лауреатом Букеровской премии).

Герой романа Евгения Новицкого — ровесник и, пожалуй, alter ego автора. Из предисловия к публикации Алексея Слаповского: «В 20-м веке мы отстали. Мы начали писать лучшие романы о любви к родине, производству, Сталину. Иногда к женщине, но словно бы только в урочный час — только поговорив на кухне о политике, поныв, попив, поев (…). В 21-м веке нам надо наверстывать, но, увы — лучшие книги о любви стали жанром для серьезной литературы презренным (…). Е. Новицкий рискнул, он захотел возродить жанр. То, что он обратился к опытам предшественников, объяснимо: надо ревизовать кладовые. Главное открытие: ничего не изменилось. Лучшая книга о любви не может быть иной, потому что люди не стали иными в своих коренных побуждениях. (…). Тут необходима коррекция: автор (как и герой) любит литературу больше, чем девушек. Это дает ему шансы стать хорошим автором, а Е. Новицкому — хорошим писателем».

Пожалуй, духовный центр этого номера — проза Ксении Голубович «Как я была и перестала быть переводчиком в Ясной Поляне» (этого автора читатели толстых журналов, возможно, помнят по публикациям в «НЛО», «Дружбе народов» и «Октябре»). Это эссеистская проза, сплошной лирический монолог автора, и — важные для нас проблемы: столица — провинция, запад — восток, классика — современность. Кстати сказать, у Ксении Голубович в ходе повествования возникает и «саратовский сюжет» с конкретными саратовскими персонажами. В целом же это зрелая (несмотря на молодость автора — 35 лет) проза человека, обладающего европейским мышлением и умным, чутким взглядом на мир.

Построение номера отражает современную ситуацию в литературе — смешение и смещение жанров. Текст «В русском жанре — 35» Сергея Боровикова, открывающий номер — это и эссе, и критика, и проза одновременно. В рубрике «Жизнь мифа» — поэт петербургский Сергей Стратановский (из книги «Оживление бубна») и арт-художник из Нижнего Новгорода Евгений Стрелков. Если Сергей Стратановский творит мифы (книга была задумана как собрание откликов на мифы и фольклор народов России: финно-угорских, тюркских, монгольских, палеоазиатских), то Евгений Стрелков строит свои арт-проекты не в последнюю очередь на деконструкции мифов, особенно советского периода. Текст Евгения Стрелкова — описание и представление своих арт-проектов, тексты Сергея Стратановского — прозаическая легенда «Гора Сары-тау» и стихотворные фантазии. Внутренне приближается к «Жизни мифов» рубрика «Казанские тайны», где выступает с прозой «Сухая река» молодой литератор из Казани Денис Осокин (успевший, однако, выиграть премию «Дебют» в 2001-м году, побывать в шорт-листах премий Андрея Белого и Ю. Казакова).

В рубрике «Люди на стрелке», которую с прошлого номера продолжает вести Алексей Александров, выступают три московских поэта — Геннадий Каневский, Игорь Караулов и Сергей Ланге. Это сложная современная поэзия, требующая от читателя немалой подготовки. В рубрике «Три стихотворения» выступают авторы из Саратова и Поволжья, работающие «сами по себе», вне школ и направлений: Ольга Валенчиц, Нина Сакеева, Валерий Парфеевец, Варвара Юшманова, Анастасия Ястребкова.

Особняком идут прозаические рубрики «Просто проза», где выступает (второй раз на страницах «Волги») Анна Андронова из Нижнего Новгорода с рассказом «Соседи», и «Сентиментальное чтиво» — дебютные публикации рассказов Олеси Коптевой (город Заинск, республика Татарстан) и Веры Агафоновой (Саратов).

Нехудожественная часть номера — рубрика «Глазами западного человека», которую ведет заведующая Немецким читальным залом Областной универсальной научной библиотеки Валентина Панченко. Она рассказывает о фотографах из Германии, выпустивших «саратовский» фотоальбом (некоторые фотографии публикуются), и представляет страстного поклонника Саратова — немецкого писателя Кристофа Брумме, который не первый год пишет о Саратове.

«Культурное наследие» нынешнего номера представлено документальным повествованием Маргариты Богадельщиковой о художнике Михаиле Аржанове и художественной, музейной жизни города во второй половине прошлого века. Эта публикация — самостоятельное продолжение материала того же автора о Михаиле Гущине, опубликованного в предыдущем номере «Волги».

Нет возможности подробно рассказать о всех публикациях, о всех участниках этого выпуска журнала, их, включая иллюстраторов и фотографов, 38 человек. Поэтому приближаюсь к завершению.

Номер уже начал получать отзывы как теплые, так и не очень. Одна из самых странных претензий звучала примерно так: «как можно в год, объявленный президентом Путиным годом русского языка и литературы, печатать стихи без знаков препинания?» (речь шла о публикации московских поэтов). Не буду особо задерживаться на этой нелепой проблеме и с удовольствием отошлю читателя на сайт Алексея Александрова в Живом Журнале — ch_biletik. Все же дельные пожелания, предложения, конструктивную критику наших читателей с удовольствием примем: телефон редакции 45–96–49.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=17092007144222&oldnumber=410