"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 29 (409) от 6.09.2007

Вернисаж

Слепок эпохи в стенах Радищевского музея

Вячеслав ЛУНЕВ

XX век был весьма богат на события и перипетии, особенно для России: революции, борьба пролетариата за независимость, первая и вторая мировые войны, пятилетки… и, как апофеоз, – крушение мастодонта под названием СССР. Все это было и оставило неизгладимый след в судьбах людей, их мировоззрении.

23 августа в Художественном музее имени Радищева состоялось открытие новой выставки, представляющей собой квинтэссенцию изобразительного искусства нашего Отечества ХХ века.

Несмотря на нестерпимую жару, народу к назначенному часу собралось порядочно. Дамы обмахивались веерами, кавалеры – пресс-релизами и прочей печатной продукцией. Поток людей медленно, но верно тек по лестнице на второй этаж, где жаждущих приобщения к прекрасному ждал струнный квартет, который, кстати говоря, и сопровождал все действо с самого начала и до момента закрытия музея. Эдакий приятный ненавязчивый фон для утонченного зрителя.

Генеральный директор музея Тамара Гродскова пояснила для несведущих, что то, что они сейчас увидят, – не просто подбор картин на тему, а уникальное событие по многим параметрам. Во-первых, многое из представленного лежало по запасникам уже более 20 лет, и никто не имел удовольствия лицезреть эти шедевры. Во-вторых, в экспозиции много работ саратовских мэтров, признанных на российском и мировом уровнях. В-третьих, вскоре открывается приведенное в порядок здание старого музея, а новое закрывается на реставрацию. Посему, они могли бы и не радовать ценителей новой выставки, но трудовой энтузиазм и стремление нести культуру в массы победило.

Обычно после столь громких словес выясняется, что на деле «уникальная экспозиция» оказывается тремя картинками по стенам, написанными рукой не особо даровитых самоучек. Но в данном случае сказанное действительно соответствует демонстрируемому. Такие громкие имена, как Машков, Фальс, Лентулов, Экстер, Юстицкий и прочие попадаются на каждом шагу. Причем, это действительно талантливые характерные работы, а не отбросы столичных музеев. Кубизм и авангард соседствуют с соцреализмом и примитивизмом. Плавно перетекая друг в друга, они создают впечатление хора времени. Но и современные художники тоже не обойдены вниманием – представители саратовской школы 60-х–

2000-х годов занимают более половины залов. Если первые десятилетия XX-го века овеяны рьяной борьбой за новую жизнь, патриотическим порывом и желанием разрушить старое и создавать новое, то творчество 50-х–70-х воспевает расцвет соцреализма, но уже без надрыва, спокойно и идеалистично. Вслед за этим наступает черед угасанию пламени коммунистической идеологии и попытки поймать новую волну. Следующее поколение художников смело обращается к традициям мирового и отечественного искусства. Им свойственно стремление к смелым поискам своего стиля и художественных приемов. Собрание включает полотна наиболее ярких столичных и саратовских живописцев последней трети ушедшего века – Т. Назаренко, Н. Нестеровой, О. Булгаковой, А. Ситникова, И. Зисмана, Р. Мерулина, А. Учаева, В. Чудина, Р. Батаршина, Т. Хахановой.

Приятным сюрпризом для зрителей стала небольшая подборка статуэток из фарфора, бронзы, гипса, терракоты, моржовой кости. Также представлены образцы посуды, характерные для различных периодов. Любопытствующие могли лицезреть творения мастеров Палеха на тему революции, нового села и трудовых подвигов.

Вот такая нехилая подборочка. Вот такие парадоксы эпохи – от авангарда до наива.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=10092007171821&oldnumber=409