"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 28 (408) от 30.08.2007

Книжная Полка

Языческий бог Артура Гиваргизова

Анна САФРОНОВА

Книга Артура Гиваргизова «Про королей и вообще» – единственная его книга, которая несколько задержалась на саратовских книжных прилавках. Это, в общем-то, исключение, а в целом Артур Гиваргизов любим и признан и читателями, и критиками.

Впервые, напомню, он опубликовался в 1997 году в «Сатириконе», в 2003 году он побеждает на конкурсе «Алые паруса», помимо этого – приз журналистов «Медиа-фаворит» в рамках конкурса «Книги года 2005», лауреат премии им. С.Я. Маршака 2005 года, а книга «Тры-тры-тры, мы автобус и другие рассказы» получила премию «За самое смешное произведение» детской литературной премии «Заветная мечта». И так далее.

Почему «Короли…» востребованы меньше? Предположения на этот счет тоже можно поискать в критике, и результаты выходят самыми неожиданными и комическими. Такова уж, видно, судьба Гиваргизова. Вот Галину Вайду «…кое-что слегка задело. Например, нарочитая нелюбовь автора к женщинам. Она заметна в каждой сказке, где имеется героиня-дама. Со своими героинями Артур Гиваргизов поступает двумя способами:

а) обижает их руками героев-мужчин. Например, король Филипп постоянно мучает свою несчастную жену! (далее целиком приводится одна сказка, которую я опускаю. – А.С.) Куда это годится, спрашивается? Разве можно так с дамами? Это, наверное, такой абсурдный способ мести феминисткам.

б) представляет их жестокими и неженственными чудовищами».

Смею заверить, феминистки сильно преувеличивают. «Обижает» Гиваргизов абсолютно всех взрослых – и его «жестокость» вполне в традиции детских страшилок. А уж в «Королях и вообще» самый главный объект насмешек – это сами короли.

Кстати сказать, в «Королях…» малолетних героев почти нет, а байки о королях во много ориентированы на взрослых: это такие «детские» рассказы о взрослой системе социальной жизни. Может быть, поэтому эта книга не столь популярна? Вот один пример: король Барадах решил по бедности продать на базаре полкоролевства.

«– Продается полкоролевства!!! – крикнул министр финансов на всю площадь. – Пятьсот золотых монет!!!

Из-под прилавков, из бочек, мешков и ящиков повыскакивали крестьяне и бросились к королю: «Я первый! Я! Я! Я!»

– Ого! – удивился король, – а мне говорили, крестьяне бедные.

– Кто говорил? – усмехнулся министр финансов.

– Придворный революционер.

– Ха-ха! Нашли, кого слушать! Ему положено так говорить! Он и «долой короля!» каждый день кричит!»

–Это да, положено, – согласился Барадах. – Но все равно как-то неожиданно».

Детские же рассказы в этой книге выглядят как будто «не по теме», что не мешает им быть очень хорошими. Одну из самых трагических трактовок гиваргизовской прозы дает Мария Киселева: «Однообразная жизнь, однообразные мысли, одно и то же настроение, постоянно сопровождаемое то кислой усмешкой, то горькой иронией. Пожалуй, Гиваргизов первым обнаружил эту потерянность и обреченность в детях. А что может быть хорошего, если в школе идет непрерывная битва, война за выживание. Правда, истории Гиваргизова вовсе не страшилки, они ужасно смешные. Юмором своим автор пронзает всех: детей и родителей, учителей и учеников. Юмор этот таков, что хочется смеяться сквозь слезы в буквальном смысле. Потом, подумав, понимаешь, что юмор этот странный – юмор эпохи всеобщей депрессии, но от этого он не становится менее «спасительным и выручательным»…».

В целом же оценивают Гиваргизова более оптимистично: «легкий», «удивительно смешной», «непредсказуемый», «непедагогичный»…

О чем бы Гиваргизов ни писал – об учителях, об учениках-мучениках, о драконах и милиционерах, о королях и вообще, – неизменным остается одно: детское сознание (присущее и многим взрослым героям Гиваргизова) – это его точка отсчета и система измерения всех ценностей. Своего рода языческий бог: «В детях больше природы, опыта, т. е. взрослые больше дети, чем дети. Своего героя-ребёнка я невольно или специально наделяю всеми своими чертами, вернее, через моего героя-ребёнка эти мои черты невольно или специально и проявляются». (Из интервью с писателем).

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=3092007133320&oldnumber=408