"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 28 (408) от 30.08.2007

Очевидец

Аномальная этнография

Юрий ЧЕРНЫШОВ

Замечательная особенность историко-экологических водных походов по населенной местности – частое общение с населением. Кавалькада плывущих по реке байдарок, да ещё разукрашенных всяческими флагами, неизменно вызывает вопросы «царя Салтана», типа: «Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте?». Тем самым возникает повод для экологических разговоров («продажи экологических сведений»), неизменно переходящих на темы власти и политики («покупку сведений об истории края»).

Да и как иначе, если такие далёкие, казалось бы, и по расстоянию, и по времени события, как войны в Чечне и общая нестабильность на Кавказе, оказывают прямое влияние на безопасность участников походов в исконно российской деревенской глубинке? Так, к примеру, во время одной из экспедиций по речке, впадающей в Волгу, байдарки были обстреляны камнями из-за кустов. Обстрел сопровождался неведомым раньше в этих краях воинственным кличем «Аллах акбар!», а на берегу, куда экспедиция вскоре после обстрела причалила на ночёвку, местные жители, расположившиеся на пляже, предупредили участников, что у них могут быть неприятности, поскольку ближайшее село ныне заселено в основном переселенцами из Чечни. Тут даже не будучи ксенофобом и предполагая известную долю преувеличения в словах местного населения, после обстрела камнями всё же предпримешь некоторые меры безопасности в установке лагеря. Парадокс, но в другом соседнем селе – на другом берегу реки – установлен бюст комиссару Клочкову, тому самому, который, согласно известной исторической версии, в числе 28 панфиловцев встал на пути немецкой танковой колонны, рвущейся на Москву. Увы, это обстоятельство лишь усиливает горечь от мерзопакостных признаков этнонациональной напряжённости. Для того же, кто помнит историческую фразу Клочкова: «Отступать некуда – позади Москва!», его слова в данной местности приобретают совершенно конкретный, этнически ориентированный смысл. Вот и возникают разговоры с местным населением о безделье, тупости и беспомощности местной и областной власти в национальной и миграционной политике.

Отголоски истории

К счастью, на Медведице таких разговоров и инцидентов не происходило. В отличие от Саратовщины, где на традиционную этнографическую картину уже густо наложились мазки великого кавказского наплыва, в памяти населения севера Волгоградской области, при наличии того же кавказского нюанса, сохраняется заметный немецкий след. Этот исторический пласт открывается не сразу. Но после пересечения экспедицией границы Жирновского района Волгоградской области – территории, исторически обжитой немецкими колониями, это бросилось в глаза. Рыбаки, обосновавшиеся на берегу рядом с иномаркой, на вопрос: «Откуда они?», – ответили: «Из Франка». На удивлённое же: «Откуда, откуда??», – уточнили: «Ну, из Медведицы». За таким диалогом стоит мощный пласт почти двухвековой истории создания немецких колоний в Поволжье, завершившейся драмой августа 1941 года – ликвидацией Автономной Республики немцев Поволжья и разделением её территории на две части. Одна из них вошла в состав Саратовской области, другая – Сталинградской.

«Вы «ЕЁ» так и называете, – Франк?». «А как же ещё, если здесь мы родились и выросли?» – вопросом на вопрос ответили рыбаки. А ведь по возрасту они – дети послевоенные и, возможно, даже не немецкой национальности. Но для них их городок – Франк. А Медведица – лишь река, а никак не название городка. К тому же поселений, названием созвучных названию рек, в этих краях полно. Есть посёлок Медведицкий, есть и железнодорожная станция Медведицкая. Ну, и как же в очередной раз ни заговорить о власти, о её бездумном подходе к этнографическим и топографическим проблемам?

До октября 1941 года посёлок Медведица был центром Франкского кантона – округа Немецкой Автономной республики. За одну неделю сентября он обезлюдел на 32000 человек. Население кантона, в основном российские немцы, 12 эшелонами были вывезены в Сибирь. Так же, как и соседних – Бальцеровского, Карамышского и других кантонов. Территория Республики была поделена между Сталинградской и Саратовской областями, названия населённых пунктов специальным указом Верховного Совета изменены, а вместо депортированного немецкого населения размещены беженцы и эвакуированные из Орловской и Курской областей и Донбасса, а в дальнейшем – и из других областей, не заполнившие, впрочем, и наполовину обезлюдевшие сёла и посёлки. Любопытно, что состояние новых переселенцев сказалось в дальнейшем на отношении к проблеме возвращения немцев на свои исконные земли. В 1993 году, когда вопрос горячо обсуждался на всех уровнях – от населения до правительства РФ и президента Ельцина, социологами ПАГС (тогда ПКЦ) было проведено обстоятельное исследование настроения жителей территории бывшей немецкой автономии. Саратовских исследователей удивило поразительное отличие мнений населения районов бывшей автономии, расположенных в Волгоградской области, и соседних районов Саратовской области. Если в Волгоградской области большая часть населения положительно относилась к возможности возвращения российских немцев на прежнее местожительство, то такое же большинство положительно относилось и к возможности выезда немцев в Германии. Объяснить это можно было высоким уровнем толерантности населения и уважением к возможному выбору. Мнение саратовцев отличалось коренным образом. Они в большинстве своём были против возвращения немцев в родные места, но также …были против и отъезда их в Германию. Объяснить этот абсурд, эту абсолютную мыслительную аномалию можно было только как коллективную шизофрению, ведущую к далеко идущим неблагоприятным последствиям. Но объяснить тогда эти различия не смогли (или не захотели), благоприятствующих условий для возвращения российских немцев создано не было, в результате почти все российские немцы покинули Россию и уехали в Германию. Россия потеряла очень добротных работников, а Германия приобрела головную боль, связанную с адаптацией переселенцев, многие из которых даже не знали немецкого языка, не говоря уж о том, что русская культура им была более близка, чем культура новой Германии.

Как аукнется…

Образно говоря, российское население и российская власть поступили по принципу непослушного внучка: «на зло бабушке уши отморозю». Что касается «бабушки», то она зловредное действие пережила, а вот «российским ушам» до сих пор те события откликаются.

Поиски аномальных явлений на местности, предшествующей Медведицкой гряде, и немецкие колонии – что тут общего? Как ни удивительно, но многие легенды, рассказывающие о загадках и тайнах Медведицкой гряды, связаны (и до сих пор местным населением связываются) с проживанием на этих территориях немецкого населения, и не только периода немецкой автономии, а более отдалёнными от нас временами. В этих рассказах и «свидетельствах» много домыслов, о чём мне уже доводилось писать, но легенды и мифы весьма живучи, и многими здесь воспринимаются как реальная история. Настоящая же аномалия этих мест – разорение огромных просторов из-за уничтожения автономной республики немцев Поволжья, от которого и до сих пор территория не оправилась, уже стала обычной житейской историей, примеров которой немало породило сталинское время. Обернись дело иначе, как знать, может, не оставались бы сейчас в запустении ни сёла, ни лютеранские и православные церкви в них, разбросанных вперемешку на территории бывшей автономии. О том, как круто судьба обошлась с населением этих мест, не посчитавшись ни с национальностью, ни с вероисповеданием, вопиют два близко расположенных села: Гречихино (оно же – Вальтер, а также Гречиная Лука) с некогда немецким населением и Бахметьевка, исконно русское село, поместье композитора Николая Бахметьева (иногда пишут Бахметев (1807–1891 гг.). Того, кто написал известные каждому русскому строки: «Однозвучно гремит колокольчик…». Тут жил и его родственник – Павел Александрович Бахметев, ученик Николая Чернышевского, прототип Рахметова в романе «Что делать?», и известный многими экзотическими, можно сказать, аномальными начинаниями. Так, в 1857 году он передал все свои деньги (20 тысяч франков) Герцену для ведения революционной пропаганды в России, сам же уехал на остров Мадагаскар с целью основать коммунистическую колонию (ну, не аномалия ли?), где его следы окончательно потерялись. В Гречихино, где некогда жило, по словам местных жителей, 2000 человек, сейчас имеется всего две улицы – Нижняя и Верхняя, с двумя десятками домов. Живёт в них несколько десятков человек, а старая, но хорошо сохранившаяся лютеранская церковь используется как хранилище зерна. Рядом же расположенное добротное хранилище, некогда двухэтажное, со специальным внешним подъёмником грузов на второй этаж, также немецкой постройки, пустует и разрушается. Колоритный штрих: окна в церкви-зерноскладе забраны решётками, роль которых выполняют бороны, закреплённые зубьями наружу. И это не аномалия? Вряд ли немецкому педантичному уму подобное пришло бы в голову.

Через месяц после экспедиции, 22 августа, многие жители Жирновска стали свидетелями действительно аномального явления – полёта над городом неопознанного объекта, изменяющего в полёте свою геометрию и даже разделившегося на части во время пролёта над городом. И это явление наиболее впечатлительные жители, среди которых есть и закоренелые уфологи, то есть поисковики НЛО и АЯ, сочли знаком таинственных прорицательных сил, указывающих на предстоящую техногенную катастрофу, вызванную пролегающими в этих местах нефте- и газопроводами. Скажете: «Это и есть подлинная психическая аномалия, порождающая и другие легенды Медведицкой гряды?» Поживём – увидим. Во время же экспедиции наиболее аномальными казались контрасты между активным вторжением человека в недра этих мест (нефтяные качалки по берегам Медведицы, перекачивающие станции на берегах, боны заграждения от разливов нефти на реке) и отсутствием элементарных цивилизационных признаков в селах, опутанных техногенной паутиной.

Бахметьевка заметно больше Гречихино. Но, как и там, главной доминантой села является издалека видимый остов православный церкви без колокольни, стоящей на окраине села молчаливым укором «прогрессивному» человечеству. Железная табличка на стене церкви с не очень грамотным, от руки написанным «посланием потомкам» гласит, что церковь начата строительством в 1802 году, первая служба в ней проведена в 1815 году, а закончена в 1932 году. Знающий историю непременно вспомнит, что именно в 30-е годы начался жесточайший голод в Поволжье, вызванный засухой, а более того – спровоцированный аграрной политикой коммунистической партии. Похоже, что с тех самых пор село, откуда вышел один из самых известных революционеров и литературных героев, передряги не обходят стороной. В момент посещения села экспедицией оно было отключено от электричества со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями. Не было воды в водопроводе, были закрыты магазины из-за не работающих холодильников, бессмысленно таращились в небо спутниковые антенны, недвижимо стояла пилорама у ограды церкви. Бахметьевка была погружена в тот же мрак, который господствовал здесь почти век назад, о чем и свидетельствует текст таблички.

Недалеко от церкви, у самой дороги расположено кладбище. А над самой дорогой повисла арка с пожеланием «Счастливого пути!». После всего увиденного такое соседство не кажется аномалией. Да и река Медведица у села поразила контрастом. На берегу рядом с селом расположился настоящий «цаплеград». Такого множества цапель с потомством, величественно расположившихся на прибрежных деревьях, больше не встречалось не только на всём пути от Атаевки до Жирновска, но и ни на каких других реках области. А чуть ниже села, рядом с перекачивающей нефть станцией, река была перегорожена бонами для сбора возможного разлива нефти. Далее такие боны с узким проходом у берега для лодок становятся непременным атрибутом реки.

Версия происхождения Атаевского плазмоида и различные версии происхождения шаровых молний, поражающих деревья на собственно Медведицкой гряде, рано или поздно должны были если не соединиться, то соприкоснуться. Вскоре это и произошло. В конце августа завершилась очередная, 39-я (41-я, считая с зимними) международная экспедиция на Медведицкую гряду. В её работе дважды принимал участие – в начале сезона и при её завершении – автор этих строк. На прошлой неделе он возвратился с гряды, получив в последние, буквально, дни пребывания ряд новых сведений, чрезвычайно интересных и не отмеченных в ранних исследованиях. В какой-то степени этому помогло, как ни странно, и его вынужденное отсутствие на гряде в середине сезона. За время пребывания на гряде, при участии в обследованиях, проводимых группой Петухова, а также при самостоятельных обследованиях, им осмотрены аномальные участки долины, расположенной между грядами, и 6 лесных участков с деревьями, поражёнными шаровыми молниями, в том числе знаменитый «склон бешеных молний». Стоп! Уже во время внимательного обследования возникли затруднения в определении того, чем же именно поражены деревья. В дальнейшем сомнения усилились. Впрочем, подробности экспедиционной работы, её результаты и выводы – в следующих публикациях автора под общим названием: «Где зарыта «собака Баскервилей».

Обследование, которым занимался автор на Медведицкой гряде, в инструментальном плане опиралось на ранее проведённые основательные измерения Александра Петухова. Но и при том, что оно было в большей степени визуальным и преследовало цель набрать как можно больше фотографического материала, оно дало богатую пищу как для размышлений и развития версий, так и планирования серии экспериментов в следующем сезоне. Впрочем, почему же в следующем? Есть предпосылки продолжить наблюдения и эксперименты и в промежутке между летними сезонами.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=3092007133147&oldnumber=408