"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 27 (407) от 23.08.2007

Видеоряд

Голливуд пока отдыхает

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

Долгое время символом катастрофического упадка, враз постигшего просоветские большие экраны, служили опустевшие, медленно ветшающие, а то и удачно перепрофилированные кинозалы, коих в Саратове к началу переломных 90-х насчитывалось без малого два десятка.

И хотя времена все-таки изменились, и новый зритель уже довольно похрустывает попкорном и чипсами в мягких креслах полутемных залов, былое киношное величие приходится собирать буквально по крупицам: ведь на почти миллионный город сегодня насчитывается всего 6 кинотеатров.

Считается, что начало периода возрождения саратовской киноиндустрии положило открытие в 1998 году технически осовремененного «Пионера». Несколько лет он оставался первым и единственным: немногие еще уцелевшие на тот момент городские кинотеатры, до которых инвесторы так и не добрались, по понятным причинам, составить «Пионеру» сколько-нибудь серьезную конкуренцию попросту не могли. Затем, в мае 2005 года, из небытия возродился еще один «гигант» – «Саратов». Изначально позиционируя себя как кинотеатр для всех возрастных групп и, вместе с тем, обладая огромным залом и самым современным оборудованием, он перетянул на себя основную массу публики не только «спального» Ленинского района, но и центра города. Еще через год возрождающаяся мода произвела на свет принципиально новое детище – гламурный «Иллюминатор», сразу успешно отгородившийся от собратьев своей ценовой политикой и «мажорным» имиджем. Наконец, в январе этого года обновился и встал в один ряд с коммерческим трио центральный двузальник «Победа».

Пожалуй, меньше всего в так называемую волну кассового преуспевания саратовских кинотеатров до сегодняшнего дня вписывались Дом кино и чудом сохранившийся на муниципальных началах «Темп». Это может показаться странным, но и тот и другой не сильно страдают от пустующих кресел. Правда, если в первом на днях затеяли косметический ремонт, то второй пока обходится без оного.

Большие деньги на большом экране

Как это ни печально, но жесткое разделение коммерческой и некоммерческой киноиндустрии прежде всего ударило по саратовскому зрителю. Не столько в плане цены, о чем разговор особый, сколько достаточно скудным выбором киношного репертуара. Хотя выбор, конечно, есть. Зачастую, особенно в сезон почти одновременного выхода на экраны мировых и отечественных фильмов, в кинотеатрах крутят по три, а то и по четыре премьеры одновременно. И в этом даже однозальный «Саратов» старается не слишком отставать от своих двузальных конкурентов, хотя и не скрывает, что наслаивание новинок дается ему не легко – благо такое все же случается не часто. Зато, как только свеженький блокбастер поступает в саратовский прокат, им, как правило, единомоментно завладевают все три ведущих кинотеатра, работающих первоэкранно, а то и присоединяющийся к ним кинотеатр «Победа». Посему киноманам чаще приходится выбирать не фильмы, а кинозалы.

«Премьеры обычно пересекаются, а каждый фильм должен работать две недели, – говорит замдиректора по маркетингу кинотеатра «Саратов» Елена Лобанова. – Это условия дистрибьютора, хотим мы того или нет».

С дистрибьюторами, теми же прокатчиками, напрямую имеющими дело с киностудиями, у коммерческих кинотеатров вообще отношения особые. По крайней мере, именно они вырабатывают и диктуют ценовую политику, устанавливая те рамки, опуститься ниже которых в продаже билетов киношники не имеют права.

«В данном случае кинотеатры являются заложниками дистрибьюторов, – продолжает Елена Лобанова. – Одновременно с фильмом приходит меморандум на него, в котором расписаны цены. На сегодняшний день минимальная стоимость входного билета – 50 рублей на утренние и дневные сеансы. Это закон прокатчика, и против него кинотеатр сделать ничего не может. По кассовым сборам регулярно проводятся проверки. Кроме того, представители дистрибьютора имеют право в любой момент попасть на сеанс и в случае обнаружения нарушений договора отобрать у нас фильм».

Как правило, первый уик-энд от выхода фильма на экраны приносит прокатчикам самые большие барыши. Но и тут потоки доходов строго регламентированы. Доход, который получает с проката дистрибьютор, строго прописан в договоре. Сумма может быть выражена либо в процентах от общего кассового сбора фильма – под эту схему обычно подпадают блокбастеры, и она считается наиболее лояльной – либо подразумевать некое фиксированное количество денег, которые кинотеатр, вне зависимости от того, соберет он их или нет, обязан вернуть прокатчику. Чаще всего эта схема относится к фильмам, которым на стадии выхода в свет киношники предрекают менее звездную будущность на больших экранах. Посему, во избежание неприятных накладок, от менеджмента кинотеатра требуется одно – не прогадать с выбором на кинорынке и заключить взаимовыгодный контракт.

Впрочем, очевидная ориентация частных кинотеатров на зрелищные голливудские творения – как раз та составляющая, которая лишает зрителя возможности выбирать. Если в крупных городах малобюджетное авторское и экспериментальное кино пользуется спросом не только в сфере частного просмотра, то в Саратове путь на широкий экран ему заказан.

«Арт-хаус собирает очень мало людей, его может позволить себе только мультиплекс, с количеством залов не менее шести, – считает Елена Лобанова. – Известен печальный опыт специализировавшегося на подобном прокате московского кинотеатра, которому пришлось переехать на окраину. Поэтому мы вынуждены делать ставку на блокбастеры».

С 2004 года альтернативу поклонникам разножанрового эксклюзива предоставляет камерный Дом кино. С той только оговоркой, что посетителям заранее приходится мириться с атмосферой плохого советского кинозала со всеми вытекающими из этого последствиями. Думается, что именно этим, а отнюдь не изысками репертуара объясняется тот факт, что бешеной популярностью детище федеральной киностудии до сих пор не пользовалось. Принципиально что-то менять в устоявшемся порядке вещей руководство кинотеатра пока не намерено, да и вообще склонно смотреть на ситуацию отстраненно. Оно и понятно: в одиночку поднимать культуру Саратова нелегко.

«Для просмотра хорошего кино и прослушивания хорошей музыки одного места, наверное, не достаточно, – объясняет генеральный директор Дома кино Андрей Наймушин. – Мы участвуем в этом процессе – но как составляющая, а не как направляющая – и не в состоянии одни перевоспитать целый город. С развитием киносети выбор у саратовцев, видимо, будет шире».

Нас не догонят?

Недавно проведенный мониторинг показал, что в Саратове на 100 человек приходится 0,7 кинозалов. При этом в Астрахани эта цифра равна 1,5, а в Волгограде она и того выше – 1,7. Для сравнения, в Европе этот же показатель давно переплюнул среднероссийский: 100 европейских жителей вольны выбирать между 7 кинозалами!

Стоит ли удивляться, что и посещаемость саратовских кинотеатров пока еще далека от желаемой. Но, как признается директор «Победы» Анатолий Якушев, ходить в кино сегодня становится модным, а это одна из обнадеживающих тенденций. Между тем, специалисты сходятся во мнении, что и саратовский рынок кинопроката таит в себе огромный потенциал.

«Это пока та индустрия, которая находится на подъеме, – говорит Елена Лобанова. – В ее развитии чувствуется заинтересованность государства. Правда, мы, как коммерческий кинотеатр, ощущаем эту заинтересованность только в той части, что наше государство стало поддерживать производство качественного кино. Пусть в российском кинопрокате фильмов появляется не так много, зато все они, как правило, становятся кассовыми. Выход у отечественного кино только один – снимать качественные фильмы, хотя бы потому, чтобы окупились вложенные в них затраты».

Наметившаяся года три назад тенденция в появлении на кинорынке кассовых отечественных фильмов, составляющих достойную конкуренцию западным, как уверяют киношники, из года в год обещает только крепнуть. Конечно, о преобладании в прокате российского продукта говорить пока рано, но зрительский интерес к таким фильмам во многом превышает тягу к Голливуду. Это уже доказали российские фильмы-миллионники, и не беда, что пока их можно пересчитать по пальцам: взять, к примеру, оба «Дозора», «Бумер», «Сволочи», «Бой с тенью», «Жара», «Любовь-морковь». Уже сейчас немалый успех предрекается громкой премьере осени – наполовину отечественному «Коду апокалипсиса».

Кстати, не за горами уже тот день, когда в Саратове появятся и новые кинозалы. Уже давно открыто обсуждаются вопросы о строительстве подобных сооружений внутри торгово-развлекательных мегакомплексов, коими, в частности, должны стать проект «Икеа» и переосмысленная территория многострадального авиационного завода. Однако некоторые предвидят эти времена со страхом. По мнению директора «Темпа» Владимира Левченко, усиление коммерческой монополии в саратовском кинопрокате может привести к росту цен. С одной стороны, беспокойство единственного муниципального мастодонта в плотном ряду бизнесменов понятно: в Саратове, да и в области, мало кто может позволить себе заниматься благотворительностью и устраивать льготные и даже бесплатные сеансы для отдельных категорий населения – а из «коммерсантов» от этого пока не отказалась разве что «Победа». С другой стороны – напрашивается очевидный вопрос: почему бы городу ни вложить деньги и ни сделать эту помощь максимально привлекательной даже для статуса «бесплатной»? Ведь пока «Темп» может «похвастаться» разве что аналоговым звуком, старенькой акустикой, маленьким залом, который при необходимости увеличивается чуть ли не вдвое за счет приставных стульев, и блокбастерами, которые приходят иной раз с многолетним опозданием, потому как сотрудничать напрямую с дистрибьюторами у кинотеатра возможности нет и единственный источник его репертуара – хранилище областного киновидеоцентра.

Кстати, некоторые коммерческие кинотеатры отнюдь не против благотворительности, но благотворительности со стороны государства. Например, «Саратов» хоть сейчас готов устраивать льготные сеансы для работников профсоюзов и школьников – с тем только условием, что показы эти будут дотироваться. Однако пока подобных предложений кинотеатру в массовом порядке не поступало.

Но у современного кинопроката есть и другая проблема. «Модернизацию мы проводим, но очень медленно, – признается Владимир Левченко. – В какой-то степени это связано с тем, что российские кинотеатры не перешли полностью на цифровой показ, что уже давно сделали Корея, Китай, Ирландия, Англия и некоторые другие страны. Существующая коммерческая система громоздка и неповоротлива. Но, видимо, многозальники с многомиллионным оборудованием Dolby сейчас окупаются, а цифровое кино искусственно сдерживается. Некоторые фильмы уже выходят в цифровом варианте, но до зрителя они так и не доходят».

Мало того, что цифровая аппаратура на порядок дешевле повсеместно существующего ныне оборудования Dolby, для самих кинотеатров обращение с цифровыми носителями куда удобнее, нежели с громоздкими пленками, зачастую весящими под 40 кг. Другое дело, что технические тонкости мало касаются сегодняшнего зрителя, вполне довольного и тем, что есть. И характерно, что робкую надежду на грядущий прогресс в России питают по всем параметрам устаревшие муниципальные кинотеатры. Не потому ли, что знают, что другой помощи им ждать неоткуда?

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=27082007174728&oldnumber=407