"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 27 (407) от 23.08.2007

Книжная Полка

Мы посылаем, нам посылают...

Анна САФРОНОВА

Еще задолго до становления российской государственности наши граждане приобрели неотъемлемое право посылать и быть посланными. Впрочем, книга Леонида Юзефовича «Путь посла. Русский посольский обычай. Обиход. Этикет. Церемониал» (СПб., Издательство Ивана Лимбаха, 2007) – не об этом социокультурном феномене.

Леонид Юзефович – популярный романист, лауреат «Национального бестселлера», автор романов «Казароза», «Князь ветра» и других – по образованию историк. В конце 70-х он начал писать серьезный труд, который по разным причинам (цензурные – не в последнюю очередь) не был доведен до конца. Теперь Юзефович вернулся к своей ранней работе, перечитал ее, дополнил новыми материалами и предложил читателям начала третьего тысячелетия любопытнейшую книгу о канонах русского посольского обычая конца XV – первой половины XVII вв.

Дипломатов присылали в Россию со всех концов света: с юга «являлись в Москву посланцы крымских и ногайских ханов», с севера, через Холмогоры, Вологду и Ярославль, «двигались к Москве английские дипломаты, больше озабоченные вопросами торговыми, чем политическими». С востока, по Волге и Оке, приезжали послы казанских и астраханских ханов, пока их владения не были присоединены к России; «позднее этим же путем следовали посольства «кизилбашские» (персидские), «иверские» (грузинские), «черкасские» (кабардинские). С запада, через Новгород и Псков, ехали шведы, датчане, представители Пруссии и Ливонского ордена. «Приезжали дипломаты бухарские, ганзейские, валашские, венгерские, голландские, венецианские (чуть позже появятся испанцы, французы, монголы и многие иные)».

Безымянный автор «Казанской истории», перечисляя иностранных послов, после взятия Казани прибывших к Ивану Грозному, в числе прочих называет даже представителя «вавилонского царя». Этот фантомный посол, замечает Юзефович, «фигура символическая, но в глазах современников он был бы вполне уместен среди посланцев экзотических владык, время от времени возникавших из небытия на фоне кремлевских стен».

Из книги «Путь посла» читатель много узнает о порядке передвижения послов по стране, об иерархии подарков, ритуалах рассаживания за столом, обычаях угощения и пр. «Порядок обхождения с иностранными дипломатами, церемониал аудиенции, одежда придворных на приеме, ассортимент посуды на торжественном обеде – всё, вплоть до цвета воска, к которому прикладывалась печать, подчинялось определенным правилам, связанным с идеологией власти и конкретной политической ситуацией», – пишет автор.

Форма подчас оказывалась важнее содержания. Исследователь приводит вот такой любопытный пример. В 1608 году Василий Шуйский принял двух польских послов и осведомился у них о здоровье короля Сигизмунда III. Между тем два предыдущих года оба посла фактически находились в России под арестом (они прибыли по приглашению Лжедмитрия I и были задержаны, когда сменилась власть; при этом никаких контактов со своим правительством они поддерживать не могли). «Поляков охраняли чрезвычайно строго, никакие известия с родины до них не доходили. Знать, здоров ли король, они не могли и возмутились, что их об этом спрашивают. В ответ им объяснили, что таков обычай. В системе церемониала важно было задать вопрос и получить ответ. Его соответствие действительному положению вещей не имело ни малейшего значения...»

А вот еще пример. Сегодня, когда отношения России и Англии оказались не слишком теплыми, любопытно узнать о том, что дипломатические конфликты имели место еще в XVI веке. Так, в 1584 году русско-английские отношения оказались под угрозой из-за того, что Елизавета I имела неосторожность принять гонца с посланием от русского царя не в Вестминстерском дворце, а во время прогулки в дворцовом саду. Москва обиделась на то, что представитель царя был «бесчестно» принят в «огороде». Королеве пришлось оправдываться тем, что ее сад – «место честное, прохладное, близко нашей палаты», и в этом саду «нет ни луку, ни чесноку».

На первый взгляд, случай анекдотический. Однако на деле все серьезнее. В ту эпоху считалось, что «Бог, поделив вселенную между своими земными наместниками, обязал их «через послы и посланники ссылатца» друг с другом, чтобы поддерживать равновесие подлунного мира» (орфография того времени). А раз это равновесие держалось на сотнях тончайших норм, нарушение самой незначительной из них могло привести к крупным международным проблемам. Когда же сильные мира сего испытывали потребность поссориться, повод можно было отыскать легко, словно бы невзначай нарушив что-нибудь мелкое в своде дипломатических правил. Притом без шпионских камней или там полония – это уже ноу-хау новейших времен.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=27082007174650&oldnumber=407