"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 27 (407) от 23.08.2007

Десятая Муза

Из плена «Утиной охоты» – в плен времени

Алексей ГОЛЯКОВ

19 августа исполнилось бы 70 лет драматургу Александру Вампилову. Его появление на литературном небосклоне обусловлено, как показало время, полной закономерностью, а с другой стороны – было окружено мистическими тайными и роковыми совпадениями.

Закономерность состоит в том, что и критиками, и «простыми» читателями, и зрителями он почти единодушно был титулован в наиболее точные и прилежные продолжатели драматургических традиций Гоголя, Чехова, Островского – разумеется, в характерах и картинах второй половины ХХ века. Мистика и изрядный фатализм судьбы драматурга выражается прежде всего в том, что, по свидетельству многих биографов Вампилова, его отец Валентин Никитич – учитель-словесник, потомственный провинциальный интеллигент, узнав о рождении в семье третьего сына, которого в память о столетии со дня смерти великого поэта назвали Александром, с необъяснимой тревогой написал чуть позднее жене: «Мнится мне, что сын будет писателем…». Как сбылось это предвидение, отцу Вампилова узнать не довелось. Уже через год, в 1938 году, он был расстрелян по ложному обвинению в участии в «националистической буддистской секте».

В самой личности Вампилова соединялись разнохарактерные величины, и это только обогащало его и как человека, и как художника, придавало его творчеству подлинно национальный масштаб – разумеется, не в категориях пресловутого «пятого пункта». Кстати, о национальности. Многие доброжелатели Вампилова, памятуя о труднопроходимости его пьес на советской сцене, всерьез советовали ему пойти по стопам так называемых «национальных авторов». Ведь не секрет, что в те времена ради жирной галочки в отчетности по укреплению дружбы народов СССР наблюдался подчас явный перекос в карьерном продвижении писателей. Одними из приоритетов были – снисхождение, излишняя лояльность к выдвиженцам «малых и коренных» народов, невзирая на то, какими художественными достоинствами обладает конкретный опус того или иного представителя «солнечного Чукчестана». Вампилов, с глубочайшим уважением относясь к своим бурятским корням по отцовской линии, не позволял себе никогда спекулировать на своем нацменстве и утверждал, что он – «русский писатель». В своей записной книжке он однажды с юмором пересказал факт, как в одном из престижных московских издательств «еврей-редактор», слишком внимательно изучая его, Вампилова, восточную внешность, с прокурорской безапелляционностью вопросил: «Вы пишете на русском языке?» На что Вампилов ответил вопросом: «А вы?»

Человек с азиатским разрезом глаз, которого приметили и успели полюбить обе театральные российские столицы, а уже после его трагической смерти – и вся культурная Европа. Реалист, блистательно владевший приемами сатиры и фантасмагории. Лирик, «в сухом остатке» добивавшийся такой концентрации остросоциальных характеристик, что эпоха застоя в «Утиной охоте» (а написана пьеса, заметим, была еще за год до ввода войск в Чехословакию) на бытовом, психологическом уровне оказалась вся разложена по полочкам. Наконец, просто неординарный человек, притягивавший к себе, как магнитом, других. Известно, что за свою короткую жизнь он стал приятелем, товарищем, партнером в создании книг и спектаклей таких разных людей, как Николай Рубцов, Валентин Распутин, Георгий Товстоногов, Олег Табаков, Сергей Никоненко.

Показательно, что и вампиловеды претерпевали на своем пути множество рогаток от чиновников и откровенных дураков от литературы и театра, чего нахлебался при жизни Александр Валентинович. Правда, с начала 90-х годов цензура идеологическая стала часто подменяться цензурой денежной. Елена Ивановна Стрельцова, многолетняя коллега В.С. Розова по кафедре драматургии в Литинституте, автор наиболее полной монографии о жизни и творчестве Вампилова «В плену утиной охоты», в конце 1991 года стала свидетельницей унич-тожения набора ее готовой книги в государственном (!) издательстве «Современник». «Кому он нужен, ваш Вампилов?» – прямо говорили ей новые издатели, готовые печатать сказки о каких-нибудь вампирах, но не драмы какого-то сибиряка со странной фамилией. В результате книга издавалась – а точнее, пробивалась в печать – больше семи лет и вышла в итоге не в Москве, как было запланировано, а в Иркутске.

Традиционность формы вампиловских пьес никак не упрощала, не сковывала их многомерного содержания. До его подлинного постижения и актеру, и зрителю нужно постоянно, что называется, дорастать. Но Вампилов, к сожалению, не избежал суетных отзвуков на собственном имени от того привычного российского цинизма, когда все, похоже, только и ждут трагической даты, чтобы начать повально «влюбляться в покойников». Саратов, как настоящий театральный город, стал, пожалуй, приятным исключением из этого ряда. Художественный руководитель Саратовской Академдрамы Григорий Аредаков так отозвался о вампиловском следе на саратовской сцене: «Многие наверняка помнят спектакль в нашем театре по пьесе «Прошлым летом в Чулимске» с Валентиной Федотовой и Александром Михайловым в главных ролях. Это был сезон 1973–1974 годов. Больше Вампилов в Академдраме не ставился, и причиной тому, я полагаю, необходимость серьезного, системного подхода к таким постановкам. Кроме того, Вампилова, сужу по своему опыту, и у нас, и в других театрах в советский период приходилось пробивать».

В ТЮЗе он тоже не ставился, если не считать студенческого спектакля трехлетней давности. Обратила на себя внимание относительно недавняя постановка «Провинциальных анекдотов» в Саратовском театре русской комедии, ныне ставшем филиалом Академдрамы. Истовые театралы помнят спектакли 70-х годов «Старший сын» и «Провинциальные анекдоты» в Народном театре Саратовского Дома ученых, поставленные режиссером драмтеатра Яковом Александровичем Рубиным.

Сохранились и свидетельства приезда драматурга в Саратов. Получив гонорар от первых зарубежных постановок (это было в конце 60-х годов), Александр Вампилов посетил наш город на несколько дней. Повод – сугубо личный. Была неформальная встреча на филфаке СГУ, в 4 корпусе на Театральной площади. Там сегодня, как известно, разместился один из корпусов Поволжской академии госслужбы. Что ж, как и предвещал драматург, «лириков» потеснили «прагматики». Официант Дима из «Утиной охоты» уверен в своем будущем.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=14&article=27082007174614&oldnumber=407