"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 27 (407) от 23.08.2007

Нонсенс

Экстремизм и книги

Кто провоцирует «охоту на ведьм»?

Юрий ЧЕРНЫШОВ

В начале июля в «Российской газете» был опубликован так называемый «Федеральный список экстремистских материалов по состоянию на 9 июля». Список странный. В нём, к примеру, наличествует книга XVII века сугубо религиозного содержания – «Книга единобожия». Автор её – малоизвестный в нашей стране Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб ибн Сулейман ибн Али ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Рашид ад-Тамими И, в то же время, отсутствует такая гораздо более близкая к современности и, скажем, более актуальная книга, как «Майн кампф» небезызвестного Адольфа Гитлера.

Возможно, составители списка и сами почувствовали неполноту своего перечня, и это ощущение каким-то образом трансформировалось в стремление расширить его. Возможно также, что, не полагаясь на свой собственный вкус, это ощущение трансформировалось также в некую команду: «Фас!» – пардон – «Искать!». Так или иначе, но похоже – началось.

На прошлой неделе на сайте прокуратуры Саратовской области (www.sarprok.ru) появилось сообщение о проверке в книжных магазинах и на торговых книжных лотках Фрунзенского района с целью выявления фактов распространения печатных и прочих изданий, содержащих признаки экстремизма. Проверка произведена прокуратурой Фрунзенского района г. Саратова с привлечением сотрудников ОВД Фрунзенского района. В ходе проверки в магазине «Оксюморон», расположенном на проспекте Кирова (напротив «Детского мира») были изъяты 4 книги, среди которых, в частности, книги: «Опыт о неравенстве человеческих рас» Ж.А. де Гобино, «Избранные работы по расологии» Ганса Ф.К. Гюнтера и другие.

Как сообщает сайт, по результатам исследования одной из них – «Избранных работ по расологии» – было установлено, что автор книги состоял в национал-социалистической рабочей партии Германии в 20-е годы XIX века, а само издание содержит признаки экстремизма – пропаганду исключительности и превосходства людей по признаку расовой принадлежности, обоснование и оправдание превосходства по расовому признаку, а идейное содержание книги способствует возбуждению расовой и национальной розни. В связи с этим по данному факту прокуратурой района производится проверка в порядке ст. 144–145 УПК РФ на наличие в действиях распространителей признаков состава преступления, предусмотренного ч. I ст. 282 УК РФ – возбуждение ненависти либо вражды, а равно и унижение человеческого достоинства. Сообщение содержит также обещание, что правовая оценка действий по распространению других изъятых книг будет дана по завершению их лингвистического исследования. Авторство лингвиста-исследователя, естественно, не указывается.

16 августа газета «Богатей» (№ 26) поместила это сообщение и, ориентируясь на фразу из сообщения прокуратуры «издание содержит признаки экстремизма», снабдила сообщение заголовком «книга признана экстремистской». Хотя, надо признаться, сомнения в корректности такой оценки у редакции и возникли. Во-первых, хотя бы потому, что эта оценка дана на основании «лингвистического исследования» какой-то, не названной в сообщении прокуратуры, организацией. Возможно, эту оценку разделяет и прокуратура. Однако юридическое право объявлять что бы то ни было экстремизмом принадлежит только суду. В связи с чем редакция приносит свои извинения перед владельцем магазина Иваном Соловьёвым и перед читателем.

Во-вторых, в сообщении сайта прокуратуры содержалась странная информация о членстве Ганса Гюнтера «в национал-социалистической рабочей партии Германии в 20-е годы ХIХ (надо полагать – ХХ века – Ред.)». Ганс Гюнтер (1891–1968 гг.), согласно энциклопедическим данным, «учёный, антрополог, этнолог, публицист», – действительно был членом нацистской партии. Но по признаку отношения к нацизму даже исконно «нашенского» и модного нынче Ильина, на которого и Путин ссылается в позитивной тональности, можно запретить. Как никак Гитлера, было дело, нахваливал.

Редакция решила провести собственное расследование ситуации, связанной с изъятием книг из магазина. Обстоятельная беседа с владельцем магазина и собственником книг Иваном Соловьёвым позволила выявить любопытные детали этой процедуры. По словам Соловьёва, работники прокуратуры не предъявили никакого предписания или иных документов, дающих им право на отъём собственности, принадлежащей владельцу магазина. По существу, произошла конфискация понадуманым предлогом. Ознакомиться с содержанием книги можно и взяв её в библиотеке. Изъятые книги – не самиздат. Все они имеют идентификационный номер (ISBN…), и, в соответствии с действующим законодательством, издательство обязано направить издание по 50 адресам, в том числе – в библиотеки. Так что, даже если говорить о «крамольном» «распространении печатных и прочих изданий», то претензии следовало бы предъявить к издательству и оптовым книжным базам, но никак не к книготорговцу и даже не к библиотекам. Иначе получается абсурд. Как же можно, подозревая одного человека в распространении «экстремистской» (подчеркнём ещё раз – без решения этого вопроса в судебном порядке) литературы, допустить, что то же самое делают библиотеки с их более массовым охватом? Иначе говоря, если уж проявлять рвение, то надо бы ставить вопрос о запрете на издание тех или иных книг (или книг тех или иных авторов) и изъятии и уничтожении уже изданных книг (так и тянет к кострам эта логика). Но если уж до библиотеки не довели ноги и не дотянулись руки, то, в конце концов, можно было бы сделать «контрольную закупку». Так нет же, применено почти «революционное право».

Но какими же признаками, изымая книги, руководствовались работники правоохранительных органов? Почему изъяты, скажем, не произведение И. Феста «Адольф Гитлер», в которых содержатся прямые цитаты из речей Гитлера, или «История «Майн кампф», тесно связанная с тем же Адольфом? Да и многое другое из изданного, уже из современных авторов, можно заподозрить в пропаганде экстремизма. Про наше недавнее прошлое и говорить не приходиться – от народовольцев до яростных марксистов-ленинцев – бесконечный экстремизм. Но контролёров потянуло на другое – на книги, имеющиеся в единственном экземпляре. Возможно к одному из авторов – Ж.А. де Гобино их привлекло следующее высказывание о Габино Н. Бердяева, приведённое в качестве аннотации на обложке книги: «Настоящим основателем расовой теории был француз Гобино, тонкий мыслитель, которому чужд был грубый материализм. Для него теория неравенства рас была прежде всего обоснованием аристократической идеи, оправданием аристократической культуры. Гобино, в отличие от современных германских расистов, был пессимистом и учил о необратимом декадентстве рас и культур»? Но странно, что изъяв томик из книг 1 и 2 Гобино, работники прокуратуры не тронули томик из 3 и 4 книг. Который и был нами куплен как «контрольная закупка» с целью изучения на предмет наличия в ней экстремизма. Содержание других арестованных книг нам пока недоступно. Магазин «Оксюморон» уникален тем, что он не торгует ширпотребом, детективной и гламурной рухлядью, желтухой и порнухой.

Книги в «Оксюмороне» редкие, малотиражные, стоят недёшево. Но именно такие книги представляют главную ценность для историков, политологов, социологов, публицистов – людей, кому по роду деятельности необходим разнообразный (подчеркну это слово) исторический материал, разные точки зрения, в том числе и «враждебные», предпочтительно «из первых уст». Ведь только так, путём изучения, а не под влиянием пропаганды, можно выработать собственную, обоснованную точку зрения.

Вернёмся к Гобино, к тому остатку, что имелся на полке магазина после посещения его работниками прокуратуры. Он сам о себе сказал (цитата с обложки книги): «Я не ставил целью предсказать завтрашний день или отдалённое будущее. Я описываю обширные периоды времени. Я начинаю с первых на земле народов, чтобы дойти до тех, которых ещё нет. В книге редко идёт речь о человеке, ещё реже о гражданине или подданном; часто, вернее всегда, о различных этнических группах, поскольку меня интересуют не случайные факторы национальности, ни даже существование государств, а расы, общества и цивилизации». Комментарии, как говорится, излишни.

Я не нашёл в книге ничего, что хотя бы отдалённо приближало мои впечатления к оценкам и выводам «лингвистического исследования» другой, правда, книги, но из этого же – «расового» ряда. Расология давно признана как научное направление, которое, само по себе, не является криминалом. И надо сказать, что подобные книги – не лёгкое чтиво. И потому, кажется, одна мысль посетила меня. Неужели, подумалось, власть дошла до предположения, что дебилы, рисующие свастику на заборах, прочтут книгу Гобино и другие изъятые книги, и, вдохновившись их содержанием, ринутся поднимать массы на поддержку русского нацизма? Если это так, то как же низко пал наш народ в глазах власти.

P.S. Владелец магазина «Оксюморон» и собственник изъятых книг Иван Соловьёв в связи с действиями прокуратуры подготовил иск в суд. Случай беспрецедентный и чрезвычайно значимый для формирования общественного сознания.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=27082007174055&oldnumber=407