"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 26 (406) от 16.08.2007

Книжная Полка

Скромность украшает редактора

Анна САФРОНОВА

Вышел второй номер альманаха «Абзац» (издается в Москве, в составе редакции Данила Давыдов, Анна Голубкова, Павел Волов и Дмитрий Виноградов).

Самообъяснений на страницах альманаха более чем достаточно. Из редакционного предисловия: «…ситуация начала 90-х дала нам удивительный опыт существования в полной пустоте. Особенностями мировоззрения нынешних «тридцатилетних» являются недоверие ко всем предустановленным ценностям, стремление проверить на прочность любую идею… стремление докопаться до сути любого явления и, самое главное, принципиальное неучастие в жизни… От иронической отстраненности до полного неприятия – такова позиция большинства авторов, представленных в альманахе».

Да, установочка, прямо скажем, мрачная и, хуже того, совершенно однозначная. Правда, в первой же работе («Поколенческая утопия как способ выхода», Данила Давыдов) прямолинейность редакционного предисловия смягчается, проблема, оказывается, много сложнее… А редакционное предисловие все-таки читателя программирует на поиск этого самого «неприятия». Читаю первую поэтическую подборку в альманахе, Марины Хаген – не нахожу. Читаю «Историю чисел» Валерия Нугатова – опять не нахожу. Поиск бросаю. Зато нахожу «ироническую отстраненность» в стихах Сергея Кынчева: «Погода дрянь. / В Сибири где-то / Самолет разбился / За стеной / Целый день сосед орет. / А со мною / Прямо вот… / ХОРОШЕЕ что-то происходит. / Даже неловко как-то…».

Спокойная проза Дмитрия Данилова, нервные, хорошие стихи Андрея Емельянова. Чернушный рассказ Вадима Левенталя. Впечатляют стихи Евгении Вежлян – сильные, зрелые: «Не прибавив ни строчки, / не выдавив ни прыща, / не вспоров целины нигде, / не помяв постели / мы читали книги / залпом и натощак / и по ходу забыли, / чего мы от нас хотели».

Симпатично то, что на страницах сборника есть аналитические опыты, пусть и разного уровня. Анна Голубкова пишет о Валерии Нугатове. Анна Орлицкая – о Дмитрии Григорьеве. Кстати, стихи последнего как будто выделяются на фоне других простотой, и в работе Орлицкой проскальзывают некие извинительные (оправдательные) интонации – дескать, не просто простой, а пишет «о сложности простого». А мне кажется, что, вряд ли, Григорьев в таких пояснениях нуждается, он привлекает и подкупает сразу же: «Представьте себе человека, / что живет в своей престарелой машине, / на которой гоняет долгими ночами / по бесконечному городу, словно остановка – это смерть…». Никто не откомментировал хорошие стихи Арсена Мирзаева, и, наверное, если в духе Орлицкой – то и совсем не надо. А вот в отношении стихов Дарьи Суховей воспользуюсь характеристикой Данилы Давыдова: «Не боится Суховей ни чистой зауми…, ни трогательного, непафосного иронизма». Ни с того ни с сего «выпрыгнули» на страницах альманаха «Некоторые соображения о творчестве Германа Геннадиевича Лукомникова 1990-х годов» Массимо Маурицио. Впрочем, публикация текстов Лукомникова была бы еще менее уместной.

Далее – проза Петра Разумова вполне филологична, проза Александра Антонова наивна и сентиментальна. Проза Марины Батасовой особого впечатления не производит. Далее Павел Волов предлагает не слишком убедительную «типизацию» пишущих, впрочем, не удерживается (хоть и с «ироническим отстранением» в виде подзаголовка «Ленинский тезис») очередной декларации «Абзаца»: Поколение тридцатилетних молчит. Причем, как со стороны читателя, так и со стороны писателя… Отдельные авторы возвышаются, как надгробные плиты. Остался ли кто в живых? Ответ на этот вопрос мы пытаемся дать в нашем альманахе».

Почему же – «молчит»? Только в этом выпуске «Абзаца» тридцать один автор, и все как никак говорят, то есть пишут (или рисуют). Да и со стороны «читательской» молчания особенного вроде бы не наблюдается. Еще как высказываются: четыре (!) статьи разных авторов, включая нашего саратовского Романа Арбитмана, посвящены «Духлессу» Сергея Минаева. Видимо, значим сей мейнстримный автор для отстраненных от всего создателей альманаха.

В общем, в «Абзаце» очень много внезапностей, неожиданностей как приятных, так и неприятных. Ну, к чему постоянно подпирать тексты клюшкой редакционных идей? Зачем нелепейшее примечание, например, к тексту Петра Разумова: «Данное эссе хорошо показывает чувства человека переходной эпохи, когда никаких предустановленных ориентиров нет, а те, что стихийно предлагаются улицей, отвергаются в силу их примитивности»? Такое ощущение, что редакция и авторам не дает вздохнуть спокойно, «вне концепции», и читателей подозревает в умственной отсталости.

Почему бы не признать, что многие – лучшие – авторы сборника легко могут существовать вне обозначенной концепции? Спокойно печатался Дмитрий Григорьев и в «Дружбе народов», и в «Арионе», и в «Неве», и в других изданиях, Евгения Вежлян – в «Арионе», «Новом мире», «НЛО» и так далее, Сергей Кынчев – совсем недавно в саратовской «Волге» (№ 5–6)… У многих авторов список публикаций не просто не маленький, а очень даже солидный. Без столь назойливой декларации, честное слово, «Абзац» выглядел бы лучше. Между прочим, скромность украшает, в том числе и редакторов.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=20082007173700&oldnumber=406