"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 26 (406) от 16.08.2007

БизнесмЭны

В последний путь, или Похороны частного ритуального бизнеса

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

Грустно и как-то неловко писать на эту тему. Тем более, называть сферу оказания населению печальных услуг бизнесом – причем, одним из самых высокодоходных и теневых.

Если для других регионов это утверждение не совсем справедливо, то для нашей области оно с каждым годом начинает все больше соответствовать истине. Автор этих строк смеет предположить, что за сей закономерностью стояло и продолжает стоять чье-то горячее и очень весомое желание, что называется, держать ситуацию под контролем. Да и мы не можем не признать: в исторически сложившихся на ритуальном рынке Саратова условиях противиться собственным желаниям при возможности их легкого удовлетворения для некоторых господ было бы чрезвычайно недальновидно, непрактично и даже глупо.

Ну да оставим лирические отступления в стороне. Сказать, что «ритуальные» войны, вспыхивая то с большей, то с меньшей интенсивностью, кипят в городе давно, чуть ли не с момента обрастания МУСПП «Ритуал» первыми частными похоронками где-то на заре 90-х – значит, не сказать ничего. Конечно, ничего удивительного нет в том, что государственная монополия на этот вид деятельности, волею судеб доставшаяся одной-единственной структуре, сразу стала надежным инструментом регулирования всего ритуального рынка города. Но вот о том, какими методами достигались взаимопонимание и добрососедские партнерские отношения между почти двумя десятками конкурирующих организаций, история до поры до времени скромно умалчивала. Думается, потому, что всем всего хватало, а о большем и не мечталось.

Мы легко можем себе это вообразить, если представим, что только за год в нашем городе из жизни уходят около 13 тысяч человек. Не нужно быть специалистом, чтобы понять, что сегодняшняя насыщенность рынка похоронными агентствами вполне этой цифре соответствует.

И все бы хорошо, не разгуляйся аппетиты неких сопричастных нашему рассказу господ настолько, что в один прекрасный день оные господа возьми и определи, что такое количество конкурентов (а чтобы дать читателю возможность глубже прочувствовать значимость момента сообщим, что, помимо «Ритуала», в Саратове на сегодняшний день насчитывается 14 частных ритуальных агентств) их решительно не устраивает. Вернее, нам кажется, что за этим решением скрывалась в том числе и такая подоплека – потому как условия, не далее как с июня месяца поставленные без разбора перед всеми частниками, по информации «Богатея», уже привели к тому, что многие из них, особенно мелкие, сегодня стоят на пороге разорения.

Подробности сей конкурентной борьбы стали известны автору этих строк из хорошо информированного источника – а именно, владельца одной из частных ритуальных контор, из соображений собственной безопасности пожелавшего остаться инкогнито. Мы, со своей стороны, также не будем до конца раскрывать своих персонажей. Пусть главные действующие лица узнают себя сами. Мы можем лишь постараться, чтобы сходство с реальными прототипами было максимальным.

Не спеши ты нас хоронить…

Со смертью дорогих людей так или иначе сталкиваются многие. По собственному опыту знаю: даже когда у человека есть возможность внутренне подготовиться к этому печальному событию, оно всегда наступает неожиданно. Поэтому редко когда первый звонок клиента в ритуальную службу абсолютно безэмоционален: от собеседника на другом конце провода совершенно оправданно ожидаются как сочувствие и понимание, так и другая, даже более важная вещь – обещание взять весь комплекс хлопот по случившемуся на себя. Как правило, семья умирающего заранее знает, в какую контору она обратится. Часто в основе выбора оказывается ценовой фактор, потому как даже самые скромные похороны в Саратове сегодня не обойдутся дешевле 6–8 тысяч рублей.

Так вот. Теперь представьте себе состояние родственников умершего, когда вместо обещавшей приехать службы (с которой, собственно, и шел разговор по телефону, в том числе о количестве и стоимости ритуальных принадлежностей), к ним, иногда с огромным опозданием, являются совершенно другие люди – а проще говоря, сотрудники «Ритуала».

Казалось бы, что тут такого? Ну, приехала к вам вместо одной бригады другая: неужели у опустошенных горем людей не найдется других забот, кроме как придираться к подобным мелочам? В конце концов, пусть себе ритуальные службы выясняют свои взаимоотношения, не вовлекая в этот процесс клиента. Но в том-то и беда, что, к сожалению, в последнее время это получается далеко не всегда. Например, нетрудно догадаться, что первое, что предъявляется родственникам похоронным агентом другой службы – это другой прейскурант цен, который, кстати, может существенно отличаться от того, который предварительно обговаривался по телефону с представителем иной конторы. Достаточно сказать, что средняя стоимость производимого «Ритуалом» комплекса услуг по погребению и захоронению усопшего – 12 тысяч. Но непредвиденные расходы – еще не единственная неприятность, с которой потенциально может столкнуться убитая горем семья.

Лично мне знаком такой случай, имевший место в прошлом месяце. Бригада МУСПП «Ритуал» опоздала на вынос тела … на четыре часа. Самое печальное, что речь шла о проводах пожилой женщины, и престарелые знакомые умершей, многих из которых согласились сопроводить к месту выноса родственники, тоже, очевидно, обремененные в этот день еще и другими заботами, вынуждены были томительно поджидать невесть куда запропастившийся катафалк.

Встречаются в практике «Ритуала» и другие случаи, например, когда родственникам приходится по нескольку часов дожидаться прибытия на место похоронного агента. Дабы не возводить на уважаемую фирму напраслину, оговорим, что от подобных казусов не застрахована, в принципе, ни одна ритуальная служба – мало ли что может приключиться с бригадой по дороге, особенно в условиях знаменитых саратовских пробок. Но нам все-таки представляется, что причина регулярных опозданий «Ритуала» вполне может быть и несколько иной…

Гробовое молчание

Отвлечемся немножко от темы и поговорим о том, что собой представляет ритуальный рынок Саратова. Даже до сих пор монополизирующее положение на нем «Ритуала» определяло многое, но не все. Не стоит забывать, что бизнес есть бизнес, а в нем, как известно, все приемы хороши. И неудивительно, что многие фирмы трудятся, кто во что горазд. Например, для широкой общественности никогда не делалось тайны из того, что некоторые частные похоронки еще на стадии своего возникновения предпочитали завязывать тесные союзнические отношения с больницами, службой «Скорой помощи», моргами, милицией и прочими организациями, имеющими непосредственное отношение к осуществляемой ими деятельности. Иной раз у похоронных служб даже случались досадные накладки: две бригады с набором ритуальных принадлежностей единовременно приезжают по одному и тому же адресу и сталкиваются нос к носу чуть ли не в дверях квартиры. После оказывалось, что одно агентство вызывали родственники, а другому оперативно отзванивались тайные информаторы.

Однако если этот способ привлечения клиентуры когда-нибудь и обострял конкуренцию в сфере ритуальных услуг, то всегда в пределах разумного. Гораздо масштабнее выглядит другая подковерная борьба – между муниципальной похоронной структурой и частными, залогом которой всегда служил привилегированный статус МУСПП «Ритуал». Дабы оценить, хотя бы примерно, масштабы противостояния, недостаточно иметь представление об одних только ресурсных мощностях этого предприятия, во много раз превышающих любого самого крупного саратовского частника. Не секрет, что самый надежный потенциальный инструмент воздействия на частные ритуальные службы с самого начала представляли городские кладбища, находящиеся на балансе «Ритуала». И если «Ритуал» всегда распоряжался кладбищенской территорией по собственному разумению, формально не забывая осуществлять обязанности по ее содержанию и благоустройству, то всем остальным похоронным структурам предписывалось получать в МУСПП разрешение на захоронения. Напомним, что не далее как в прошлом году сокрушительной победой филиала ЗАО «Военно-мемориальная компания» закончилась длительная судебная тяжба между одним из крупнейших частных монстров на ритуальном рынке Саратова и МУСПП «Ритуал». Суть одного из разбирательств как раз заключалась в том, что, «обидевшись» на «ВМК», директор «Ритуала» – на тот момент одиозный Александр Майоров – отказал фирме в обычной схеме получения оного разрешения, предписав вместо этого являться за документом обязательно в сопровождении родственников усопшего, либо с нотариально заверенной доверенностью от их имени. И это – лишь один из эпизодов, получивших огласку. Вовсе не обязательно обладать бурной фантазией, чтобы вообразить, как лихо можно при желании «строить» частников, имея в своем арсенале столь мощный рычаг воздействия. Тем более, что при умело регулируемой силе нажима избегать открытой конфронтации, особенно среди мелких компаний, можно довольно долго.

«Происходит выдавливание мелких частников с рынка, – считает специалист в сфере ритуальных услуг Алексей Осипов. – Давно известно, что с каждого захоронения МУСПП «Ритуал» в добровольно-принудительном порядке требует с частников определенную сумму (по данным «Богатея», 300 рублей), так называемую «спонсорскую помощь». Если добровольно кто-то ее не дает, ему «перекрывают кислород» – чинят всяческие препятствия, крючков для этого очень много»

Да и благоустройство «Ритуалом» городских погостов – в частности, давно закрытого Воскресенского кладбища и трех, на которых сегодня производится основная масса захоронений – старого Елшанского, нового Елшанского и Увекского – отдельная песня. Чего стоит только знакомая всем посетителям Елшанки система платного въезда на территорию кладбища. Конечно, цель сей затеи наверняка благая – как-никак, машины разрушают асфальт, и его время от времени приходится подновлять. Но автору этих строк почему-то закрадываются сомнения относительно того, действительно ли на нужды благоустройства идет эта немалая выручка. Смеем предположить, что стоимость «билета» в 20 рублей, о чем сообщает установленная у ворот погоста табличка, едва ли заносится в документированную отчетность, а после подлежит тщательному бухгалтерскому учету. Хотя бы потому, что никакие квитанции или талоны на руки въезжающим сроду не выдавались. Уж не из-за того ли, что поток автомобилей, жаждущих просочиться на кладбище, обычно настолько плотный, что всучить водителю искомый квиток – задача для сторожа сродни подвигу самурая?

Я собрал вас с тем…

Всем нам знакомы школьные собрания. Это томительное чувство, что именно тебя учитель выставит на позор перед всем классом. Теперь представим, что подобная система давно и успешно практикуется в саратовском ритуальном деле. Не будем называть ее инициативных вдохновителей – тем более, доподлинно известно, что за всю историю конкурентоспособного похоронного рынка Саратова их было несколько. Скажем лишь, что не далее как в ноябре прошлого года один из них сменил на руководящем посту другого и стал достойным продолжателем традиций предшественников – назовем его, к примеру, г-н Ю.

А теперь предлагаю вернуться к началу нашей статьи. Как стало известно «Богатею» из компетентных источников, перед тем, как начать завинчивать гайки, новый директор сумел выдержать солидную паузу. Однако уже в июне он, по обыкновению, собрал «партнеров» и сообщил им, что отныне они обязаны будут отчислять ему «откаты» по новой системе – 1:1. Делается это по следующей схеме. Все поступающие в «подневольную» похоронку заказы заносятся в соответствующую тетрадь – точно такая же существует и в некой другой организации, назовем ее Р. От владельца данной похоронки требуется не много: всего лишь по телефону диктовать в Р. адреса каждых двух из трех обращающихся к нему клиентов.

Дабы в полной мере восхититься предприимчивостью г-на Ю., подсчитаем из любопытства, что, имея в месяц минимум 225 лишних заказов, Р. автоматически «дополучит» около 450 тысяч. А вот, для сравнения, другие цифры. Мелкие саратовские ритуальные службы имеют в среднем по 30 заказов в месяц, получая с каждого по 1,5–2 тысячи чистой прибыли. Между тем, приблизительная сумма, в которую обходится ежемесячное содержание одной такой службы – 33 тысячи рублей.

Новая система, правда, еще не обкатана. Прорезавшийся директорский аппетит уже сейчас привел к тому, что Р. не стал справляться с нахлынувшими на него заказами. Отсюда многочасовые опоздания, а то и вовсе отказы от переданных адресов, о чем родственники усопшего, как правило, вынуждены узнавать в последнюю очередь. В результате очень часто заказ уходит на сторону, в какую-то третью фирму.

А уж как весело обыкновенно проходят собрания у г-на Ю.! Как стало известно нашему изданию от одного из постоянных участников сей церемонии, визит начинается с того, что на входе директоров тщательно обследует камера видеонаблюдения. Другой неукоснительной процедуре они подвергаются уже в холле офиса Р., где сдают на хранение личные вещи: барсетки и мобильные телефоны. Распространено и наказание провинившихся: их без объяснения причин не пускают внутрь, заставляя отверженных передумать все что угодно. Ну как тут не порадоваться за Ю., для которого школьные годы явно не прошли даром!

Если же говорить о сложившейся ситуации всерьез, то ее без преувеличения можно назвать катастрофической. По мнению Алексея Осипова, процесс выдавливания с рынка мелких и средних частников, как ни печально это звучит, должен был начаться уже давно, но лишь имея под собой законодательную базу. То, что сегодняшнее положение дел никого не заботит, в том числе и прокуратуру, в случае проверки которой на каждую ритуальную организацию найдется, пусть и смешная по цифрам, но официальная отчетность о производимых за месяц захоронениях, тоже нельзя назвать незакономерным. Ведь сфера ритуальных услуг в Саратове до сих пор не имеет четкого регулирования и почему-то признается чиновниками ответвлением системы ЖКХ, хотя, по сути, не имеет к нему никакого отношения. Что ж, похоже, перед саратовским вечным бизнесом простирается не такая уж большая вечность…

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=20082007173336&oldnumber=406