"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 25 (405) от 9.08.2007

Книжная Полка

На содержании у вечности

Анна САФРОНОВА

Вышел в свет альбом стихов, рисунков и гравюр Владимира Ковенацкого, составленный Владимиром Орловым при участии Ивана Ахметьева (М.: Культурная Революция, 2007).

Я Вечности принадлежу. Она

Меня содержит. По ее заказу

Линолеум я режу по ночам

И складываю столбиками строчки.

Я Вечности принадлежу. А людям

(Не всем, конечно) это невдомек.

То форму на меня они оденут

Солдатскую, то выльют на меня

Своих суждений теплые помои,

То оштрафуют за проезд свободный

В троллейбусе…

Усилиями Владимира Орлова, замечательного издателя, теперь еще многим станет «вдомек». Это – не первый подвиг Орлова на ниве «народного просвещения», до Ковенацкого были изданы Юрий Смирнов, Кропивницкий, Маковский, Хорват и много кто еще. (Об издательской деятельности Владимира Орлова можно прочитать в саратовской «Волге» (№ 3–4), там же представлена тогда еще не вышедшая книга Ковенацкого и, кстати, опубликованы стихи последнего, в новую книгу не вошедшие).

Из предисловия Юрия Мамлеева: «60-е годы прошлого века были в культурном отношении весьма интересным временем. В тот период, когда на поверхности бушевали советско-антисоветские страсти, захватывая в свой круг писателей, поэтов, даже художников чисто социального плана, одновременно творилась в подполье «неофициальная культура»», – поясняет в предисловии Юрий Мамлеев, и правильно делает. Чем дальше мы уходим от прошлого века, чем больше становится литераторов, начавших писать уже в веке нынешнем, тем все больше, все сильнее размывается понятие «андерграунда», да и само знание о нем.

Между тем, даже нынешнее издание Ковенацкого говорит о том, что мы еще не знаем, еще не освоили и не осмыслили это явление. Тут я продолжу цитату из мамлеевского предисловия к книге: «Она (неофициальная культура – А.С.) уходила своими корнями в русскую классику Серебряного века, который, кстати, дал России величайших поэтов и писателей ХХ века… Период этот, как известно, образовал фактически Периклов век русской культуры, одной из сторон которой были мистические влияния и прозрения, углубление в последние уровни человеческого бытия, неутоленная вера, философские поиски. И именно эти традиции пыталась возродить та «неофициальная культура», которая концентрировалась вокруг Южинского переулка в Москве и некоторых других центров поэзии, литературы и метафизики. К ней принадлежал и Владимир Ковенацкий. Серебряный век был далеко позади, и между ним и нами легла пропасть дикого разрушения и тупого бессмысленного социального материализма. Надо было начинать сначала…».

Помимо выше процитированного предисловия, книга содержит еще несколько не стихотворных текстов. Это, прежде всего, сам Ковенацкий – «Тиранозавр», «Чудесный старец», «Романсы и басни». Из последнего раздела процитирую небольшой фрагмент – «Память»: «Во мне живет жуткая память всех войн человечества. Когда один питекантроп треснул другого по черепу камнем, этот удар мое сердце отразило, как гонг. И с тех пор каждая стрела, застрявшая в человеческих легких, каждый свист залитой кровью сабли, каждая пуля и каждый осколок, растерзавшие ткани, прикрытые дрянным сукном, – были предназначены мне».

Опубликованы также фрагменты «Черного и белого» – это «Жизнеописание Владимира Ковенацкого, художника и поэта ХХ века, оставленное им самим в строгом соответствии с истиной». Отдельный раздел книги – о Ковенацком. Это «Записки младшей сестры» (Нора Григорьева-Ковенацкая), а также тексты Юрия Стефанова, Льва Кропивницкого и Владимира Орлова.

Каждое стихотворение Ковенацкого – это квинэссенция отечественной духовной истории советского периода. То, на что многим требуются километры бумажной площади, Ковенацкий умеет сконцентрировать в нескольких строках:

Я ехал в автобусе смрадном,

Был всюду советский народ,

И утром, таким безотрадным,

Весь город был взят в оборот.

А люди спешили, спешили,

Их фон оттенял снеговой,

И зданий чудовищных шпили

Вздымались над темной Москвой.

Дымились дома и сугробы,

И веяли грустные сны,

Но профиль тирана суровый

Был сколот в метро со стены.

Интереснейшие гравюры Ковенацкого – это отдельный разговор. Вообще, книга прекрасно издана, материал внутри отлично организован. Беда одна – тираж всего-то в тысячу экземпляров, и увидеть эту книгу на прилавках Саратова у нас шансов мало.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=15082007134922&oldnumber=405