"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 25 (405) от 9.08.2007

Глядя Из Саратова

Вандея мы, Вандея. Или можем ею стать

Юрий ЧЕРНЫШОВ

Видные российские учёные, среди которых академик Виталий Гинзбург и лауреат Нобелевской премии Жорес Алфёров, обратились к Путину с открытым письмом, в котором выразили озабоченность клерикализацией российского общества. По существу – пожаловались на агрессивную клерикалистскую экспансию.

Что называется, допекло. Значит, экспансия клерикализма зашла столь далеко, что учёные не видят иных действенных механизмов противодействия этому процессу, кроме обращения к высшему гаранту конституционных норм, обеспечивающих свободу совести. Письмо могло стать поводом для основательной общественной дискуссии, продуктивной по возможным итогам. Дискуссии не получилось. Президент отмолчался и, возможно, его молчание послужило сигналом для гневной отповеди клерикалов. Зампред отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин сравнил письмо академиков РАН с «окриком и доносом», призвал «развенчать химеру так называемого научного мировоззрения» и даже отказал науке в возможности «убедительно объяснить происхождение мира». По-существу, он не только подтвердил опасения академиков, но и пошёл дальше – противопоставил науке средневековое мировоззрение.

Резкая полемика, заменившая собой плодотворную дискуссию, возможно, побудила первого вице-премьера Дмитрия Медведева, в котором давно видят одного из кандидатов в преемники Путина, косвенно подключиться к разгорающемуся скандалу. Посетив молодёжный лагерь «Наших» на Селигере и отвечая на вопрос одного из активистов, Медведев высказался-таки об отношении к религии или взаимоотношении с ней. Это случилось уже после обращения видных учёных к Путину, и Медведев не мог не знать о нём. Потому его ответ можно рассматривать и как осторожное мнение президента, знак президента обществу. «Личные религиозные чувства имеют скрытый характер, в этом его ценность», – сказал Медведев и добавил: «Церковь должна быть в душе каждого из нас, у каждого человека свой путь, надо разобраться в себе, но государство должно создать условия, чтобы запрос человека прийти в храм был удовлетворён». Медведев не сделал акцента ни на какой определённой конфессии. Не произнес он и слов о свободе совести и толерантности. Но любой разумный человек поймёт, что речь идёт именно о них. И сделает вывод, что Медведев скорее согласен с тревогой академиков, чем разделяет гнев православных клерикалов.

Не то что в нашей «столице провинций Поволжья». Хоть отголоски противостояния заметны и в Саратове, прославившемся как полигон воинствующей экспансии клерикализма, но они таковы, что Саратов впору переименовывать в «Вандею Поволжья».

В свете происходящего в Центре, вполне логичным представляется то, что Епископ Саратовский и Вольский Лонгин, комментируя письмо академиков, напомнил о своей оценке министерства образования как о «последнем оплоте воинствующего атеизма». Так же логично, что Лонгин выступил и с протестом против сугубо экономического (казалось бы) инвестиционного договора между министерством инвестиций и Пермской компанией ТВС о реализации проекта по строительству и эксплуатации систем кабельного телевидения в городах и посёлках Саратовской области. В устах клерикалов это – «сектантский проект министра Жадарова». Мотив – религиозные убеждения директора ТВС Сергея Витухина, который, по заверению Лонгина, является «Членом «Ассоциации бизнесменов полного Евангелия». Получается, что «личные религиозные чувства» человека, как выразился Медведев, его внутреннее дело, его свобода вероисповедания, опирающиеся на право на свободу совести, становятся поводом для призыва к дискриминации деятельности человека по религиозному признаку? Это что – охота на ведьм? Налицо – разжигание религиозной розни, инкриминирование человеку преступлений, якобы совершённых и якобы мотивированных принадлежностью к той конфессии, к которой принадлежит дискриминируемый. Подобные обвинения – вне всяких рамок законодательства. Они просто не должны иметь места в публичной полемике ни по юридическим, ни по нравственным законам. Как не придти к выводу, что игнорирование законов вообще присуще религии, которая любого человека заведомо объявляет грешником лишь за то, что он принадлежит к роду человеческому, к тому самому, к которому принадлежали Адам и Ева, совершившие первородный грех, и за который, якобы, и все остальные всю жизнь должны каяться? Где уж тут место для презумпции невиновности!

А что саратовские учёные? Они в лучшем случае отмалчиваются. Исключение – министр образования Плеве, который, в связи с письмом академиков, сказал, что «каждый человек и каждая организация вправе выходить с письменными инициативами в адрес главы государства, законодательной и исполнительной ветвей власти». Уже это заявление в «Поволжской Ванде» можно считать мужеством.

Странной слепотой можно объяснить точку зрения министра, председателя комитета общественных отношений и национальной политики правительства Саратовской области Ивана Брянцева. По его мнению, «тезис уважаемых академиков о вмешательстве Русской Православной Церкви в дела государства достаточно надуман». Министр-председатель будто не замечает происходящего на территории Саратовской области. Или, замечая, не анализирует хотя бы того, что у всех на виду. Что при поддержке государства осуществляется не только восстановление, но и строительство новых культовых зданий, главным образом РПЦ. Происходит, также, не только возвращение церкви культовых зданий и предметов культа, но и под шумок, под лозунгом возвращения церковной собственности, осваиваются новые здания и территории, никогда церкви не принадлежавшие. Протесты же общественности, если таковые и случаются, просто игнорируются. Такова история со строительством церкви в Детском парке, захватом и строительством в сквере на Музейной площади, получение в собственность старинного особняка в центре города, сопровождаемое прямым вмешательством епархии в дела городского самоуправления, и многие другие случаи.

Власть, в центре и в провинции, пока заигрывает с церковью. Поощряет крестный ход десантников в День военно-воздушных войск. Включается в полемику о мифическом вкладе православия в решение демографической проблемы и проблемы укрепления нравственности. Однако убедительных доказательств вклада ни в то, ни в другое нет, да и вряд ли может быть. Поскольку убедительными могут быть доказательства, опирающиеся на знания и логику, а не на догмы и слепую веру. Потому так сильно стремление церкви вторгнуться в сферу образования – сферу, где рождается знание. Взорвать эту сферу. Ввергнуть страну в средневековье. Сформировать предпосылки для укрепления образа жизни, в котором главной ценностью является не активная жизненная позиция, не стремление к жизненному успеху, не права человека, гарантированные законом, а служение Богу, в пределе – монашество. Даже в этом – пропаганде самого социально-пассивного образа жизни, саратовское правительство идёт на поводу церковных иерархов. Но страна, в которой повсеместной станет подобная поддержка клерикализма, в современном мире будет совершенно неконкурентоспособной, она окажется обречённой на роль третьесортной территории, замкнувшейся в религиозном мирке.

Именно этого, в первую очередь, следует ждать от воинствующего клерикализма, понимают то или нет его клевреты.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=15082007134541&oldnumber=405