"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 24 (404) от 2.08.2007

Фестиваль

Для «Колокольчиков» нашлось не только время, но и место

Екатерина БОГДАНОВА

Признаться, о фестивале акустической музыки и авторской песни «Время колокольчиков» я услышала не за месяц и даже не за две недели (ну хотя бы), как пристало истинному почитателю скрытых и не избалованных слушателями талантов. В оправдание себе скажу сразу, что таковой (то бишь ярой и фанатеющей поклонницей разномастного бардовского движения) не являюсь – зато отношу себя к обширному клану сочувствующих.

Что меня действительно заинтриговало в случайно увиденном на информсайте анонсе предстоящей тусы, так это смелое сравнение сего действа с великой и ужасной «Грушей». Хотя это была не единственная причина того, почему погожим субботним деньком на предпоследней электричке я оголтело рванулась в саратовскую глушь – лесной массив близ станции «Буркин», заветное место сбора «колокольчиков».

С самого начала моего путешествия обнаружилось, что в своем любопытстве я была не одинока. Слово «Буркин» как пароль начало преследовать меня еще со ступенек вокзала, по которым на тот же самый путь, что и я, поднимался народ с рюкзаками, палатками и грузом всякой продуктовой снеди. Фестиваль, как и было заявлено на сайте www.bez-formata.ru (ссылаюсь на него не как на рекламу, а как на единственный обнаруженный мною до отъезда след организаторов), начался вечером в пятницу, 27 числа, и планировался растянуться до воскресенья. Поэтому отнюдь не все участники явились в первый же день – как позже выяснилось, основная масса подтянулась именно в субботу. Не иначе, в расчете на то, что к этому моменту фестиваль уже как следует разгуляется.

В электричке, пока народ знакомился и распевался на соседних местах за моей спиной, я поймала себя на том, что меня тихо будоражит все та же выловленная в инете мысль – о создании под Саратовом, не побоюсь этого слова, собственной «Груши». Причем, в ее старом, классическом, привычном формате, далеком от простых призывов оторваться компанией на людном пикничке. Впрочем, памятуя о правиле первого блина, увидеть в Буркине что-либо подобное всерьез я не ожидала. Но ведь помечтать же не вредно?

Итак, наша небольшая процессия стоит на искомом железнодорожном переезде. Пренебрегая указующими табличками «На фестиваль», самостоятельно углубляемся в редкую чащу. Повезло, что плутать пришлось не долго – а вернее, и вовсе не пришлось: «колокольчики» не стали особенно удаляться от путей. Несколько разбросанных палаток, несколько машин, импровизированная сцена и обещанные туалеты, не менее импровизированные. Сцена, правда, пустует: восьми еще нет, а раньше вечера выступления не начинаются. По аналогу Грушинского фестиваля, организаторы исходили из принципа, что с утра участникам требуется время на раскачку. Зато еще не поздно подать заявку: загодя на сайте это сделали единицы – в основном, все саратовцы, и форумчане до последнего не могли получить ответ на вопрос, на кого же все-таки их приглашают посмотреть.

Кстати, один из главных устроителей происходящего и создателей сайта, BEZФорматный (по-другому он себя не определяет, и это следует понимать как следующую переходную ступень в саратовской неформальности) Belozer (в реале Алексей Илюшин, психолог, журналист, фотограф и т. д.) суетится неподалеку, решает какие-то технические вопросы. Подхожу к нему.

Корр: Алексей, приехали ли сюда какие-то особенно интересные для тебя личности?

А. Илюшин: Учитывая то, что я девяносто процентов народа вижу впервые… (улыбается) Да, некоторых очень интересно послушать. Каждый раз отмечаешь для себя что-то новое. Вчера у нас был первый день, все было очень душевно, ты даже не представляешь. Люди выходили, люди слушали, люди подыгрывали тем, кто поет. Было восемь выступающих. Пришли даже местные парни – реальные гопники, наши ребята поднапряглись даже. А они посидели, послушали, потом один заполнил заявку и выступил неплохо.

Корр: А что ты можешь сказать о составе участников проекта? Спрашиваю, потому что до последнего времени в этом вопросе сохранялась интрига…

А. Илюшин: Из исполнителей на данный момент есть Саратов, Саратовская и Пензенская области. Из Волгограда ребята тоже хотели приехать. А вот среди гостей и Москва, и Астрахань, и Самара. Много музыкантов из известных саратовских групп, таких как «Назад», «Аэроволна», «Солиптик», выступающих не в составе коллективов, а сольно. По моим подсчетам, человек двести–триста здесь есть. Правоохранительные органы на выступлениях тоже были и сами радовались: всегда бы так работать. Потому что конфликтов практически не возникает. Это же неформалы, они в жизни ничего тяжелее канистры пива не выпивали.

Корр: Когда началась подготовка к действу? Нельзя же было принимать людей на пустом месте?

А. Илюшин: В четверг утром мы приехали сюда с дочерью, привезли основную массу вещей. Но у нас все сорвалось, потому что пошел дождь, и здесь поливало не по-детски. У меня как раз был день рождения, и мы с друзьями целый день провели под навесом. Но в пятницу уже с утра погода была прекрасная, и мы начали быстренько устанавливать палатки. Времени, конечно, было маловато, да и людей. Вообще тех, кто все это делает, не так уж много.

Корр: Тогда расскажи заодно о всех «причастных».

А. Илюшин: В основном это тусовка сайта bez-formata: Тритон, Frodo, Рома Бедняков, Casper. Это те люди, которым я благодарен.

Корр: У основной массы участников было достаточно времени на подготовку к выступлениям?

А. Илюшин: Я очень давно вывесил на сайте информацию, сделал рассылку по зарегистрированным пользователям. В СМИ информация не пускалась, потому что очень долго мы не могли утрясти организационные вопросы с администрацией, фактически до последнего дня у нас была неопределенность. Хотя фестиваль на конец июля намечался еще в мае. Предварительно я узнал, планируется ли что-то на эти числа в Саратове. Ну а в итоге накладка все же произошла: в эти же выходные где-то под Энгельсом проходит байкерский фестиваль. Я узнал об этом, будучи на «Груше», предпринимать что-то было уже поздно.

Корр: Как вообще родилась идея этого фестиваля?

А. Илюшин: Мы очень часто выезжаем на природу и устраиваем какие-то тематические мероприятия. Праздник мыльных пузырей, например, мы делали. Писали об этом на сайте, и все желающие могли присоединиться. На такие выезды людей обычно собирается достаточно, и всегда среди них есть очень одаренные, играющие на гитаре, пишущие свои песни. В то же время у них нет другой аудитории, кроме круга друзей и знакомых. Их не пускают в клубы, потому что их музыка некоммерческая по определению, и устроителям нет смысла ее крутить. Хотя, конечно, если попробовать сделать что-то подобное в клубе, может быть, спрос будет. Исходя из количества собравшихся здесь людей, уже можно судить, что народу это интересно. Возможно, мы этим займемся, но в качестве зимнего варианта: соберем человек двадцать акустических исполнителей в каком-нибудь клубе. Девиз нашего фестиваля «Художник должен быть услышан». Конечно, шаг был ответственный изначально. Потому что это не просто выезд на пикник пива попить, а здесь требуется большая подготовка – звук и все остальное…

Корр: А откуда появилось такое трогательное название?

А. Илюшин: У Александра Башлачева есть альбом «Время колокольчиков» и одноименная песня… Для меня Башлачев – один из гениальнейших поэтов. Я даже не могу его ни с кем сравнить, это поэзия высочайшего уровня. Сейчас он мало востребован, песни под гитару – это не массово. Если у ста человек спросить «Знаете ли вы Цоя?», я думаю, девяносто девять скажут «да, естественно». На вопрос «Знаете ли вы Башлачева?» из той же сотни людей откликнется гораздо меньше. Возможно, здесь какие-то личные симпатии роль сыграли. Хотя когда я предложил это название, большинство его поддержало.

Корр: Как фестиваль оказался здесь, именно на этой поляне? Наверняка тоже не случайно?

А. Илюшин: Были изначально различные варианты. От Кумысной поляны мы отказались, потому что хотели по максимуму сократить процент лишних людей. Когда что-то находится у тебя под носом, то прикольно подойти посмотреть. Но если для того, чтобы посмотреть, надо куда-то ехать, лишние люди сразу отсеиваются. Нам хотелось сократить беспорядки, конфликтные ситуации. Ведь мы делаем площадку для людей, которым нужны слушатели, а не пьяная толпа. Можно было устроить фестиваль еще дальше: мы рассматривали варианты Медведицы и Терешки. Но в результате мы сознательно отказались от близости водоема. А то мало ли что, за всеми не углядишь.

Корр: Многих заинтриговало появившееся на сайте одного из информагентств сравнение этого фестиваля с Грушинским. Что это – не совсем уместная журналистская инициатива?

А. Илюшин: Я об этом уже слышал и не очень одобряю, потому что даже по масштабам это несравнимые вещи.

Корр: А вообще «Время колокольчиков» может стать для Саратова традицией?

А. Илюшин: Думаю, что, да. Вероятнее всего.

Корр: Спонсоров на это благое дело притянуть не удалось?

А. Илюшин: К сожалению, нет. Но нам нужно было привлекать спонсоров заранее. В следующем году мы уже постараемся исходить из нынешнего опыта. Хотелось бы даже заинтересовать правительство, районную администрацию. Такие фестивали действительно нужны, здесь можно услышать великолепные вещи.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=7082007132137&oldnumber=404