"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 24 (404) от 2.08.2007

Очевидец

Лики прошлого в настоящем

Ксения БАТУЗОВА

Спроси любого саратовца «Кто такой Чернышевский?» И он ответит: «Да, вон, памятник ему у Липок стоит, великий, наверное, был человек». Конкретный же смысл его деяний современниками, похоже, уже подзабыт.

Сотрудники музея-усадьбы Н.Г. Чернышевского решили помочь нынешней молодежи переосмыслить наследие нашего земляка, изменив устоявшиеся штампы. Для этого в конце июля был проведен ряд творческих музейных акций.

Первым в их ряду стало мероприятие под названием «XXI век. Что делать?» Известный хвалынский карикатурист Александр Дьяков решил замахнуться на мировой рекорд на самую большую карикатуру. 63 метра бумаги, прикрепленной на заборе обители культуры, были сплошь покрыты переходящими друг в друга карикатурами, трактующими смысл жизни и указующими путь в будущее. Причем, вся эта красота была сотворена в четко оговоренные сроки – с 16.00 до 19.00. Предыдущий мировой рекорд, зафиксированный в книге рекордов Гиннеса, – работа длиною в 50 метров, сотворенная двумя бельгийцами. Но эти товарищи, в отличие от нашего земляка, не были ограничены во времени.

В течение всего времени изготовления карикатуры представители СМИ пристально следили за процессом и пытались выспросить у Александра, что к чему и почему там изображено. Но представитель музея Татьяна Пелех берегла его покой и не позволяла назойливым журналистам отрывать творца от важного процесса.

Когда работа уже близилась к концу, некоторым особенно настойчивым личностям все же удалось разговорить карикатуриста. Оказалось, что длина карикатуры не случайна, сам художник родился в 1963 году – отсюда и 63 метра. Да и основные темы подбирались не с потолка: политика, митинги, банки и деньги, футбол, женщины, телевидение, семейная жизнь и алкогольные возлияния. Все это составляющие жизни обычного человека, то, что заботит его и тревожит. И если отнестись ко всему с юмором, жить станет легче и веселее.

По окончании планировалось разрезать работу на смысловые части и распродать на аукционе, но с деньгами у собравшихся оказалось не густо, и щедрый художник роздал понравившиеся куски просто так. Желающих приобщиться к прекрасному оказалось немало, и в итоге забор опустел.

Но это была только разминка, основные же мероприятия были запланированы на день рождения Николая Гавриловича Чернышевского, 24 июля. С утра – часть детская, вечером – для взрослых. На 11 утра был запланирован конкурс воздушных змеев. Оценивались как внешний вид, так и летные качества пилотируемых за веревочку объектов. Все собравшиеся ребята под руководством саратовского художника и любителя змеев Василия Черевкова отправились на Набережную Космонавтов, где и отпустили на волю ветра свои творения.

Поражало воображение разнообразие форм и материалов из которых сделаны змеи: бумажные цикады, соколы из парашютного шелка, а также «жуки», «бабочки», «самолеты» и красочные «ромбы», «прямоугольники» и «овалы». В следующем году планируется расширить рамки акции и провести полномасштабный фестиваль, так как интерес к воздушным змеям у людей огромен.

Вечер же, в отличие от бойкого и бесшабашного утра, носил характер более спокойный и созерцательный. Концерт, в котором музыкальные произведения XIX века перемежались рассказами о любопытных подробностях из жизни Николая Гавриловича, уводил присутствующих в те далекие времена, когда существовали еще досточтимые судари и скромные барышни. Чернышевский в те времена был широко известен как мыслитель, философ и общественный деятель. За прогрессивные и чересчур революционные идеи его и сослали в места весьма отдаленные – в Сибирь. Другой человек бы сломался, упал духом, но не таков был наш земляк. Он старался даже из ссылки всячески поддержать и успокоить родных и детей, а главное – обожаемую супругу Ольгу Сократовну. Сколько нежности и любви в этом жесте: бережно засушить понравившийся цветок, а потом поделиться этой красотой, отослать его в пакетике из папиросной бумаги домой, за сотни километров. Эти цветы, конверты, письма, гравюры, графика, гуашь, акварели, изображающие общественных деятелей, философов, поэтов царей и критиков XIX века составляют содержание выставки «В зеркале времени». Ее-то и открывал торжественный вечер 24 июля.

Милые, далекие, нежные лики тех, кто жил, любил и творил в те времена, смотрят со стен музея. Понимаешь, что сколько бы десятилетий ни минуло с тех времен – душа человеческая все та же.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=7082007131827&oldnumber=404