"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 24 (404) от 2.08.2007

БизнесмЭны

Бешеные деньги, или Почему Л. Фейтлихер вцепился в ЕРКЦ

Алексей ЛЕЖЕНЬ

В мае нынешнего года депутаты Саратовской городской думы дважды обсуждали вопрос о повышении тарифов на услуги МУП «ЕРКЦ г. Саратова». И дважды вопрос этот заканчивался ничем, уходя на все новые согласования и обсуждения.

Между тем, ситуация с ЕРКЦ в последнее время напоминает дежа вю, которое приходит с постоянством ночного кошмара. Этот МУП постоянно «трясет», ЕРКЦ на протяжении прошлого и нынешнего года постоянно становится участником скандальных ситуаций вместо того, чтобы в нормальном режиме обеспечивать работу жилищно-коммунального хозяйства нашего города.

В чем же причина? Причина, думается, простая.

И зовут эту причину Леонид Фейтлихер.

ЧАСТЬ I

«Тихушник»

Депутат Саратовской городской думы и президент ООО «Группа компаний «РИМ» Леонид Фейтлихер в городе известен в узком кругу. В настоящее время о нём стали упоминать в местных СМИ почаще. Однако сдаётся, что вся эта информационная завеса призвана создавать известный эффект, когда за деревьями леса не видно.

Что-что, а создавать вокруг себя информационный шум, скрывающий нечто более важное, Леонид Фейтлихер до последнего времени не любил. Ведь большие деньги любят тишину. Реальные дела Леонида Фейтлихера тоже не нуждаются в широкой рекламе.

На первый взгляд, между МУП «ЕРКЦ г. Саратова» и Леонидом Фейтлихером нет ничего пересекающегося. Но это лишь на первый взгляд. В местной прессе вы об этом ничего не прочитаете: Леонид Натанович предпочитает вести свои дела тихо. Поэтому пришлось выискивать необходимые сведения по крупицам.

Ситуация с МУП «ЕРКЦ г. Саратова» интересна вот в каком ключе. Дело в том, что ЕРКЦ работает с широкими слоями населения. А это предполагает степень достаточно большой информационной открытости, которую ЕРКЦ и демонстрировал. Даже в тех случаях, когда МУП оказался вовлеченным в череду скандалов, населению нужно было объяснять, что происходит и почему.

Эта информационная открытость и сыграла с Фейтлихером злую шутку – на примере работы ЕРКЦ можно наглядно показать, в чем именно заключаются интересы Леонида Натановича, как он свои интересы лоббирует и отстаивает.

Расчетный центр: чего хотел Фейтлихер?

Для начала – немного истории. Решение о создании МУП «ЕРКЦ г. Саратова» было принято депутатами гордумы прошлого созыва в августе 2001 года. Создание такого предприятия в Саратове не было местной новацией. Аналогичные предприятия в других городах России тогда уже существовали. В некоторых городах (как, например, Рязань или Тула) они создавались на базе машинно-счетных станций (МСС), которые существовали еще в советские времена и в общих чертах выполняли функции, схожие с работой ЕРКЦ. В Саратове подобного рода МСС была «похоронена» еще в 80-х годах прошлого века.

Поэтому Саратов относится к городам второго типа, где ЕРКЦ фактически пришлось создавать заново. Схожая ситуация была, к примеру, в Нижнем Новгороде (где ЕРКЦ был создан шесть лет назад). Правда, в иных населенных пунктах создание расчетных центров происходило при предприятиях, оказывающих один из видов коммунальных услуг, а со временем такой расчетно-кассовый центр начинал «обсчитывать» потребление населением и другие виды коммунальных услуг. Так произошло, например, в Брянске, расчетный центр которого был создан 9 лет назад и сегодня находится в структуре РАО «ЕЭС России», являясь подразделением «Брянских коммунальных систем».

Кстати, с этой точки зрения вовсе не удивительными выглядят недавние заявления, сделанные явно с подачи Леонида Фейтлихера, что функции МУП «ЕРКЦ г. Саратова», в случае признания его банкротом, может выполнять другое предприятие – скажем, ЗАО «СПГЭС», которое Леонид Натанович загодя «окучил». Но, не будем забегать вперед.

На сегодняшнем этапе расчетные центры играют важную роль в системе ЖКХ. Первый уровень их задач заключается в унификации расчетов и упрощении сбора финансовых средств с потребителей жилищно-коммунальных услуг. К задачам второго плана относится снятие бремени обслуживания систем ЖКХ с муниципальных бюджетов с последующей поэтапной передачей жилищно-коммунального хозяйства в частные руки (что мы, кстати, сейчас уже и наблюдаем с появлением всяческих «управляющих компаний»).

Идея в теории замечательная, если бы не ушлые люди, которые мигом сообразили, какие деньги можно сделать на этом благом деле. Нашлись такие «умельцы» и в Саратове.

К 2001 году Леонид Фейтлихер уже настолько плотно вошёл в саратовскую политику, что реально имел возможность проводить в жизнь решения, необходимые для возглавляемой им финансовой группы. Правда, тогда Леонид Натанович предпочитал находиться в тени. В публичную политику он полез чуть позднее. По вынужденной, так сказать, причине.

Интерес к ЕРКЦ со стороны Фейтлихера был вполне понятен. Предприятие, через расчётный счёт которого ежемесячно проходят десятки и сотни миллионов рублей, – очень желанный клиент для любого банка (а Фейтлихеру тогда, в 2001 году, фактически принадлежал банк «Экспресс-Волга»).

Но плата за банковское обслуживание – это лишь надводная часть айсберга. Леонид Натанович прекрасно понимал, сколь мощный финансовый насос может представлять собой подобный МУП. Правильно, надо сказать, понимал.

Реальные подвижки в рыночном направлении в системе отечественного ЖКХ начались именно тогда, в начале 2000-х годов. Не нужно быть Фейтлихером, чтобы понимать, насколько «долгоиграющей» может быть эта пластинка. В холодном доме или квартире, без электричества и воды жить никто не намерен. А это означает, что человек за жилищно-коммунальные услуги будет платить всегда. И по полной программе. Система ЖКХ по прибыльности и долгосрочности будет покруче иного банка.

Предприятия же, подобные МУП «ЕРКЦ г. Саратова», представляют собой один из ключевых инструментов для работы на рынке ЖКУ. Организация, аккумулирующая деньги плательщиков, самый настоящий финансовый насос. Но для того, чтобы этот насос заработал, необходимо было «агрегат» собрать и запустить.

Фейтлихер запускает

«насос» ЕРКЦ

Официально первым директором ЕРКЦ постановлением мэра г. Саратова Ю.Н. Аксененко был назначен Валерий Наташкин, известный в областном нобилитете тем, что во второй половине 90-х годов возглавлял Внебюджетный фонд правительства Саратовской области. Время его директорства не было отмечено для ЕРКЦ особыми креативными прорывами. Говорят, что Валерия Викторовича с поста директора МУПа «задвинули» не без помощи Фейтлихера. Причины было минимум две.

Во-первых, Наташкин явно не был генератором идей и вряд ли смог бы сделать из ЕРКЦ то, чем предприятию надлежало стать по идее Фейтлихера. Во-вторых, Валерий Викторович не был «человеком Фейтлихера». Наташкин являлся явной креатурой губернатора Аяцкова, против которого Фейтлихер в тот момент уже готовился развернуть боевые действия. Подтверждением близости Наташкина к ДФ является и то обстоятельство, что вскоре после ухода из ЕРКЦ Валерий Викторович «всплыл» на должности председателя Комитета государственного экологического контроля и природопользования.

В мае 2002 года Наташкина на посту директора МУП «ЕРКЦ г. Саратова» сменил Алексей Кулапин, незадолго до этого (в сентябре 2001 года) избранный депутатом Саратовской городской думы. До нового назначения Алексей Иванович работал в должности заместителя генерального директора по качеству (главного технолога) ОАО «Саратовстройстекло». Должность, явно далекая от теории и практики биллинга. Чем Кулапин приглянулся Леониду Натановичу, сказать сложно. Возможно тем, что Фейтлихер – тут надо отдать нашему герою должное – всегда умел разглядеть потенциально полезные ему способности в том или ином человеке.

Некоторые информированные люди говорят, что Алексея Кулапина к мэру Юрию Аксёненко подвёл именно Леонид Фейтлихер. Подвел и, якобы, сказал: «Вот этот человек, Юрий Николаевич, поставит работу ЕРКЦ!». Предполагаю, что «хорошо поставленная работа» в разумении этих протагонистов может означать реализованную возможность личного обогащения на общественном благе.

Сам Кулапин в конце минувшего года дал одной из саратовских газет достаточно откровенное интервью, в котором свое появление в ЕРКЦ он описывает несколько иначе: «Рекомендовали меня на эту должность Захаров и Пожаров…».

Попутно замечу, что это не меняет сути дела. Что секретарь Саратовской городской думы Игорь Захаров, что депутат той же думы Владимир Пожаров – оба они тогда уже находились в сфере бизнес-интересов Фейтлихера.

Гораздо более интересно, как Кулапин описывает фейтлихеровское видение ЕРКЦ: «Сама идея создания ЕРКЦ, по версии Татьяны Абрамовой (некогда возглавляла кредитный отдел банка «Экспресс-Волга», в 2001 году – заместитель мэра г. Саратова по экономике – Авт.), на тот момент звучала примерно так: «Обороты – через «Экспресс-Волгу», поставка оборудования и связь – через «Оверту», суета – через кого угодно… Цель перед разработчиками ставилась понятная: замкнуть финансовые потоки в системе ЖКХ, проводя их через банк… СПГЭС в тот момент в этой цепи не обозначалось. Создавалась основа будущей, более обширной ресурсной сети, которая должна была поглотить не только коммунальные платежи…».

С поставленной задачей Кулапин справился: 2002–2004 годы – время становления МУП «ЕРКЦ г. Саратова». Предприятие динамично развивалось, и с каждым днем оставалось все меньше скептиков, которые сомневались бы в целесообразности существования подобного предприятия. А потом…

Фейтлихер начинает

«раскачивать» ЕРКЦ

А потом, в 2005 году, в Саратовскую область пришли иные времена – те самые, «новые». Вопрос об уходе Юрия Аксененко с поста главы города фактически был решен, а Леонид Фейтлихер уже приступил к реализации плана по установлению реального контроля над Саратовом. В тот период и начались резкие разногласия между Фейтлихером и Кулапиным.

Если верить словам бывшего директора ЕРКЦ, произнесенным им в уж упоминавшемся интервью, он был категорически против «произвольного манипулирования финансовыми потоками». Понятно, почему: в случае чего, все шишки посыпались бы на голову Кулапина.

К тому же в 2005 году активно шли разговоры о возможной приватизации ЕРКЦ. Связано это было с 131-м ФЗ («Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»), который на территории Саратовской области вступал в полную силу с 1 января 2006 года, а также с 61-м ФЗ («О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Само существование МУП «ЕРКЦ г. Саратова» входило в противоречие с этими законами. Выходов из ситуации было два.

Первый – ликвидация МУПа с последующей передачей его функций другой организации (отсюда и разговоры, озвученные явно с подачи Фейтлихера о том, что работу ЕРКЦ может выполнять ЗАО «СПГЭС»). Второй вариант – приватизация ЕРКЦ (на что тогда в Саратове так и не решились пойти, опасаясь явно негативного эффекта в общественном мнении). В результате на оба ФЗ городские власти, что называется, наплевали, а МУП «ЕРКЦ г. Саратова» продолжает существовать и по сей день. К удовольствию Леонида Натановича.

Так вот, в возможной приватизации ЕРКЦ Кулапин, надо полагать, отводил себе несколько более значимую роль, нежели того хотел Фейтлихер. Результат был предсказуем.

Все лето и осень МУП «ЕРКЦ г. Саратова» лихорадило. Кулапин, судя по всему, понимал, что Фейтлихер готовится его «слить». Благо, что подобных «позитивных» примеров у того же Кулапина перед глазами было немало. В 2004 году Фейтлихер за ненадобностью «слил» с поста главного редактора газеты «Новые времена» Д.В. Чернышевского без объяснений, за что именно. Чуть ранее – «слил» председателя правления банка «Экспресс-Волга» А.В. Фёдорова.

Сам же Фейтлихер в то время, видимо, окончательно решил, что «слить» можно не только Кулапина, но и ЕРКЦ. Но первоначально из МУПа нужно было выжать максимум. А для этого необходимо было сначала избавиться от его директора.

(Окончание в следующем номере)

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=7082007131054&oldnumber=404