"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 23 (403) от 28.06.2007

Вернисаж

Маленькие шедевры

Александр ДАВИДЕНКО

В залах Саратовской областной организации Союза художников России недавно завершилась седьмая отчетная выставка «Детская студия», работающая при СХ.

Радуют как успехи самих детей, показавших зрителям работы, выполненные и акварелью, и гелиевыми ручками, и росписи по ткани (батик), так и хорошие результаты их учителей и наставников на поприще воспитания маленьких художников.

Конечно, у детей средней и старшей группы гораздо больше практического опыта, школьной выучки, теоретических знаний. У них более грамотные и сложные композиции, с которыми они легче справляются, изощреннее технический арсенал и т. д., и т.п. Но вместе с этим, надо честно признать, что у «старших» не как исключение, а, как правило, проявляются симптомы «ломки голоса». Многие из них, несколько лет назад удивлявшие своими достижениями и обещавшие многое в будущем, вошли в полосу трудностей подросткового периода. Им уже не хочется быть «маленькими», хочется писать «по-взрослому», что приводит к появлению в их творчестве манерности, а вот искренность и свежесть чувства исчезают (это заметно даже в работах призеров). Как приобрести новые знания, не растеряв способности удивляться простому, видеть «чудо», – это большая и сложная проблема для учителей.

А то, что маленькие художники наделены чувством прекрасного, убедительно доказывают их работы. Так, хорошее владение цветом и детскую смелость (наверняка, под чутким присмотром педагога) демонстрирует самая младшая участница выставки Князева Ксюша (4 года). Ее «Цветы», – это небольшое панно, наполненное нежностью, радостью и благодарностью. Очень трогателен ее, видимо, первый, большой семейный портрет, выполненный в 3 года, «Мама, папа и я». Похоже, что это чувство цвета у них семейное, так как здесь же висит чудесная работа ее шестилетней сестры Даши «Кто-то прячется в траве», а «Волшебник» удивляет не только напористым, сочным колоритом, но и композиционной усложненностью. Очень декоративны и по-доброму ироничны «Лягушки» Оли Цапиковой (8 лет). «Девочка» Ани Барышевой (5 лет) выполнена, как контурный рисунок на плоскости стены, легко и просто, условно обозначая саму фигуру. Но то, что вместо стены выразительный фон, роль которого играет не просто залитый солнцем, а, словно излучающий это солнце, пейзаж, угадываемый в струящихся цветных линиях, делает гораздо выразительнее и саму фигуру девочки. Матрица «абстрактного экспрессионизма» легко и просто совмещается с работой 8-летнего Никиты Мартынова. Этот язык оказался органичным и совершенно естественным для него, и «Праздник», – эта брызжущая весельем и энергией работа, вполне может вызвать зависть взрослого «коллеги». Добрые, «семейные» отношения девочки и кошки с большим чувством и теплотой переданы 10-летней Дашей Борзовой («Я и Муся»). Не по возрасту точен и выразительно прост в своей «фовистической» работе «Букет» 7-летнего Игоря Яхонтова. Светлый колорит и легкость исполнения заставляют парить в голубовато-розоватом небе купола храма у 7-летнего Сезанна Гюнтюрка («Светлый день»). «Чаепитие» 6-летнего Паши Курпан композиционно точно и сдержанно живописно, интересны и его «Цветы». Замечательна в своей искренности веселая работа 6-летней Маши Ивановой («Я играю с Барби»): сидящая девочка хорошо встроена в живописное пространство, голова развернута на зрителя и одаривает его улыбкой до ушей, а голубые глазки прищурены от удовольствия. Забавные косички пружинками торчат в разные стороны, смешные тапочки и халатик раскрашены так, словно являются самостоятельным натюрмортом (прямо-таки, маленькая Г. Климт!). Такое обилие мелочей, точно подмеченных и зафиксированных юным художником, говорит о наблюдательности и любви к декоративности. Хорошее чувство цвета и законов композиции демонстрирует 6-летний Леша Гуляев («Самовар», «Кто-то прячется в траве»).

Эмоционально насыщена «Ленинградская симфония» Кругловой Лены (14 лет). Через пластику трагически поднятых рук, прикрывающих лица, интересную и оправданную, решается, фактически, не сама музыкальная тема, а тот импульс, идущий от военной катастрофы, который подтолкнул Д. Шостаковича на создание своего шедевра. Хорошие профессиональные навыки демонстрируют и другие дети среднего и старшего возраста: Гадяцкий Саша (11 лет), Щербаков Матвей (14 лет), Петухова Наташа (16 лет) и другие, но, как уже говорилось, у них уже нет той «правды чувства», которая заставляет сопереживать.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=29062007162632&oldnumber=403