"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 23 (403) от 28.06.2007

Вернисаж

Таланты в ожидании поклонников

Александр ДАВИДЕНКО

23 июня в Саратовском художественном училище имени А. Боголюбова состоялась защита дипломных работ у студентов V курса по специальности «Живопись». Пятнадцать выпускников представили разные, как по качеству, так и по жанрам, произведения. Отличительной особенностью этого года стало немалое число достойных претендентов на звание «Художник» (чего уже давно не наблюдалось).

Даже на этом радостном фоне выделялась молодая художница Екатерина Прокофьева, завершавшая экзаменационный марафон. Ее великолепный итоговый холст «Крещение», как, впрочем, и подготовительные этюды и наброски, поражали не только прекрасным рисунком, композиционной стройностью, богатством и сложностью колористических обертонов, хорошим знанием анатомии, но и глубоким психологизмом, умением передать и внутреннее состояние человека, и те духовные посылы, которые эти состояния провоцируют. Все образы картины пронизаны витальностью, т. к. обряд крещения радостен по сути, и потому является праздником для всех участников. Даже купель становится активным действующим лицом, и вода в ней светится каким-то внутренним светом.

Е. Прокофьева уже является сложившимся мастером и имеет блестящие перспективы. При этом удивила и насторожила более чем сдержанная реакция руководства экзаменационной комиссии. Создавалось впечатление, что им мешает по достоинству оценить работы какое-то тайное знание характера художника – возможно, весьма непростого и противоречивого, но уж точно, более тонко разбирающегося в процедуре и внутренних смыслах действия, лежащего в основе выбранной темы для защиты, чем сами экзаменаторы. Казалось бы, вот повод для демонстрации торжества «развитого академизма», но нет, судя по всему, уважаемым взрослым ближе «пустышки», в изобилии представленные на конкурсе «Золотая палитра», нежели хорошо ощущаемое «репинское» начало в творчестве этой девушки. Может быть, всему виной банальная профессиональная ревность?

Очень хорошее впечатление произвели работы Вячеслава Ерещука «После бани». Помимо центральной, практически завершенными и самостоятельными можно считать еще 2–3 подготовительные, связанные друг с другом лишь тематически. Выпускник продемонстрировал грамотное владение пластическими приемами, законами композиции и цветовых гармоний. Очевидно знание анатомии и интерес к разрабатываемой теме. Кроме того, ему удалось передать сложность взаимоотношений между тремя персонажами, намекнув говорящими деталями на их судьбы и связав воедино три поколения женщин с помощью главного звена, в роли которого выступает девочка, самая младшая из них. Драматургия выбранной темы обыграна и расположением фигур, и их ракурсами, и выразительными жестами, а также цветом и светом, акцентирующими внимание на главном. Продолжение учебы в столичном вузе поможет в еще большей степени раскрыть дарование художника.

Серикова Юлия показала триптих «Сокурсники»: портреты трех девушек, которые продемонстрировали, скорее, способности в области рисунка и монументалистики и, в меньшей степени, в живописи. Портреты выполнены уверенно, с выявлением индивидуальных характеристик и их обобщением, но без излишних подробностей. Три женщины, три характера, три пластических решения.

Хотя у Антонины Малоземовой дипломную работу «В мастерской» можно воспринимать лишь как подмалевок, начальную стадию (по каким-то причинам не хватило времени на завершение), но, безусловно, найдено удачное композиционное решение и колорит (светло-охристый) точно передает состояние утра в художественном классе. Мелкие придирки к композиции и даже советы по этому поводу, на мой взгляд, были не состоятельны.

Мария Иванова представила два варианта работы «Молодая мама»: один – залитый светом и другой – более темный. Хотя экзаменаторы выделяли первый, как более солнечный и радостный, но, мне кажется, он менее удачен, т. к. главное – фигура уставшей матери, сидящей у детской кроватки, просто теряется на пересвеченном фоне и подавляется обилием малозначительных предметов, хорошо освещенных, а потому чрезвычайно активных «в кадре». Более темная версия лишена этих недостатков, светом акцентировано внимание на самой фигуре и обводах кроватки, а сдержанный колорит позволяет передать состояние трудного счастья материнства.

Что касается остальных выпускников, то для них всех характерен один большой недостаток (впрочем, часть вины лежит и на кураторах, дававших советы) – выбор не самого удачного варианта, как в отношении композиции, так и по цвету. В этюдах и эскизах есть гораздо более интересные решения, нежели в окончательных работах. Кроме того, многие часто «засушивают» свои «творения» (например, хотя и в меньшей степени, нежели у других, «Монтажники» Волковой Елены; впрочем, технически все выполнено на хорошем уровне, выразительно и цельно). У Владимира Шувакина есть очень неплохие этюды, в том числе зимние, а «Больничный дворик», имея довольно приличный задний план с больничным корпусом, скрытым еще голыми по весне деревьями, подпорчен грубоватым передним планом. Хотя представленное Рано Миррахимовой «Чаепитие» и уступает по качеству эскизам, но выглядит вполне профессионально, по-восточному декоративно, с сочным, контрастным, но сбалансированным, а потому выразительным колоритом. Такие работы, как «Портрет дяди» Кирюхиной Ирины, «Подготовка к празднику» Сидоровой Анны, «Лицедей» Расула Мушатова, «Диалог» Елены Гурьяновой и «Реставратор» Антона Трофимова существенно проигрывают из-за того, что композиция стала необоснованно усложненной по сравнению с набросками, в живописное пространство были введены излишне акцентированные детали, которые не раскрывают образ, а мешают этому, отвлекая внимание. Помимо этого, почему-то выбирался менее выразительный ракурс, менее удачный вариант портрета или он слишком тщательно прописывался, притом, что именно в этом компоненте автор был не силен.

Несмотря на высказанную критику, хотелось бы закончить статью на оптимистичной ноте. Конечно же, наивно ожидать, что все 15 выпускников окажутся одаренными в равной мере. Наличие даже одного – уже удача. Выпуск 2007 года откровенно порадовал, т. к. по меньшей мере пятеро (из них Е. Прокофьева и В. Ерещук, безусловно), дают основание надеяться, что не оскудела земля Саратовская на таланты.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=29062007162559&oldnumber=403