"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 22 (402) от 21.06.2007

Нацпроект

Продвижение вообще и в частности

Анна МУХИНА

Во всех развитых странах мира в продвижении инновационной продукции участвует государство. Формируется благоприятное законодательство, способствующее развитию инноваций и их выходу на рынок.

Инновации создаются в результате изобретательства или научной деятельности. Но при всей гениальности замысла изобретение может получиться, а может и не получиться. В данной сфере высока вероятность неуспеха. Однако именно вложения в продвижение на рынки нового продукта или услуги могут приносить инвесторам колоссальные прибыли. Как правило, у самих изобретателей ресурсов нет. А они необходимы и очень большие. По словам начальника отдела содействия инновациям и инвестициям Торгово-промышленной палаты Саратовской области Александра Влащевского, от момента появления идеи до ее выхода на рынок может пройти от трех до пяти лет. С этим мнением согласен и заместитель директора по развитию компании «Нита» Константин Якунин: «Создание нового продукта «с нуля» – очень длительный и затратный процесс. Он занимает не меньше пяти лет при оптимальных условиях. К тому же затраты на это огромны и могут составлять до нескольких миллионов долларов». У изобретателей таких денег, как правило, нет.

На Западе существует система так называемых бизнес-ангелов. Это те бизнесмены, которые хотят получить прибыль больше, чем приносит им их стабильный средний бизнес (доход этот составляет 5–6%). Вложение же в инновационные проекты может приносить до 50% дохода. Данная система занимается тем, что специалисты просеивают тысячи и тысячи идей и проектов, отметая огромную часть из них, потому что из десятков сотен проектов могут реализоваться единицы. Это высокодоходный, но очень рискованный бизнес.

Также в продвижении инноваций участвуют венчурные фонды. Венчурный в переводе означает рискованный, рисковый, авантюрный. Эти фонды отличаются тем, что вкладывают деньги в идею, предварительно оценив ее перспективность. И вкладывают деньги своих инвесторов без всяких залогов и жестких условий немедленных выплат. Но при этом фонд забирает дело в свои руки. Условия могут быть разными, но чаще всего фонду принадлежит 55% всех акций новой компании до полной выплаты долга. Саратов – один из тех регионов, кто выиграл конкурс на право размещать у себя венчурный фонд. Данный фонд начнет свою работу уже осенью этого года, а управляющей компанией выступит ООО «ВТБ Управление активами».

На Западе система венчурных фондов является многолетней практикой. Так, например, появилась поисковая система Google, которая принесла инвесторам миллиарды долларов. А начиналось все с того, что два умельца – американец и выходец из Cоветского Союза в 1998 году для разработки идеи поиска информации во всемирной паутине сняли гараж.

По мнению Александра Влащевского, в России вообще и в Саратове в частности инновационных проектов мизерное количество. И венчурному фонду, который начнет у нас действовать, будет практически не из чего выбирать. Причину этого он видит в неблагоприятном законодательстве, которое построено из соображений недоверия к инновационным предприятиям. Те структуры, считает он, которые должны пользоваться льготами, их не получают.

Но тут можно учится опять же на примере западных стран. Поскольку до восьмидесятых годов и в США и в Британии существовала проблема законодательства. Были очень плохо проработаны пути передачи интеллектуальной собст-венности. В восьмидесятых годах США, а потом и Британия разработали такие законы, которые позволили упростить передачу интеллектуальной собственности. В результате чего вместо ничтожного количества запатентованных изобретений, вышедших на рынок (0,5% от всех патентов), инновационных проектов стало уже 50 и более процентов. В России, к сожалению, число «удачливых» изобретений по-прежнему не превышает одного процента от запатентованных.

Продвижение инноваций на рынок – это цепь. И если в цепи не хватает какого-то звена, то изобретение вряд ли увидит свет. Что из себя представляет эта цепочка? Во-первых, это лояльное законодательство. Во-вторых, проблема глобальной конкуренции. Поскольку транснациональные компании контролируют большинство рынков, на которых нас «не ждут». Тут остается либо продавать за гроши на Запад идею или развиться в небольшое предприятие, занять свою нишу на местном рынке, после чего продаться крупной компании за более серьезные деньги, стать ее частью. Особенно это касается, конечно, продуктов программного обеспечения.

В-третьих, должно быть грамотно проработано налоговое законодательство, позволяющее развиваться инновационным предприятиям. Как рассказывает Александр Влащевский, недавно в Госдуму, в комитет по образованию и науке, и в министерство образования и науки подали 13 поправок, касающихся налогов в сфере инноваций. До первого чтения дошли только пять.

В Саратове существует довольно много инновационных предприятий, многие из которых довольно успешно работают на рынках не только России, но и за ее пределами. К подобным инновационным предприятиям относится и компания «Нита» – фармацевтическая компания, занимающаяся выпуском лекарственных средств для ветеринарной медицины.

Как рассказывает заместитель директора по развитию, начальник отдела маркетинга, кандидат ветеринарных наук Константин Якунин, инновации на их предприятии связаны либо с созданием препарата, либо с совершенствованием технологии производства.

Компания «Нита» избрала для себя путь дженериковой компании. Дженерик – это воспроизведение существующего на мировом рынке лекарственного средства. Возникает вполне логичный вопрос – в чем же инновации?

Ответ дает начальник отдела регистрации, доктор ветеринарных наук, профессор Владимир Сидоркин: «Воспроизведение одного и того же препарата без инноваций невозможно. Мы берем имеющиеся субстанции, но как получить из них лекарственный препарат, мы не знаем. И создаем свою технологию производства. Например, «Тилозин» существует на рынке уже более тридцати лет. И смысла его патентовать нет, но вот технология его производства нашей компанией оказалась новой, ее мы и запатентовали».

Вторым этапом инноваций является усовершенствование того или иного лекарственного средства. Например, препарат «Ивермек» первоначально задумывался как дженерик-форм, но в итоге получился оригинальный препарат, защищенный Евразийским патентом. Все производители растворяют действующее вещество – ивермектин в органических растворителях (например, в спиртах). Мы пошли по другому пути, – объясняет Константин Якунин. – Мы сделали препарат водно-дисперсным и добавили в состав витамин Е. Таким образом нам удалось добиться многократного снижения токсичности.

Другой пример, препарат «Метронид 50». Это средство для лечения дизентерии и трихомоноза у свиней и крупного рогатого скота.

«Здесь с нашей стороны уровень инноваций такой, – рассказывает Константин Якунин, – что можно говорить о полном отсутствии аналогов на рынке. Само действующее вещество – метронидазол – выпускается в форме порошков и таблеток. В медицине применяется раствор для внутривенного введения (метрагил). Но если человеку требуется 400 миллилитров этого препарата, то корове надо «влить» внутривенно 4 литра. Это практически невозможно, да еще и жутко дорого. «Метронид 50» можно вводить внутримышечно в дозе, меньшей в 100 раз. Мы считаем это серьезным преимуществом именно для потребителей. Этот препарат также защищен патентом Российской Федерации.

То же самое с витаминными комплексами. У нас есть препарат «Нитамин», в котором традиционные жирорастворимые витамины представлены в водно-дисперсной, то есть в водорастворимой форме. В итоге, при меньшем количестве препарата и большем интервале между введениями обеспечивается нормальная концентрация витаминов в организме животного. Ветврачу приходится реже делать инъекции своим пациентам, достигая большего эффекта. Эта лекарственная форма позволяет совместить витамины, которые раньше не соединялись в одном препарате».

Каким образом осуществляется продвижение инноваций предприятия «Нита»? Сейчас эта компания работает более чем в 20 городах России. Также их препараты представлены в девяти странах ближнего зарубежья. Самыми давними партнерами являются Казахстан и Белоруссия. Хотя на белорусский рынок пробиться очень сложно. Там осуществляется политика протекционизма. И если хоть какая-то компания в Белоруссии производит какой-либо препарат, то аналоги из других стран на рынок не допускаются. Пробиться на этот рынок помогает инновационность препаратов. Также продукция компании «Нита» присутствует в Таджикистане, Киргизии, Узбекистане, Грузии, Армении, на Украине и Молдавии.

Константин Якунин: «Методы продвижения направлены на проведение обучающих программ для повышения квалификации ветеринарных специалистов. Это не реклама, с которой мы сталкиваемся на рынке товаров широкого потребления. Это консультационная помощь и рассказ о проблеме, которая решается с помощью наших препаратов. Выбрав такой подход, мы, во-первых, настраиваем отношения с клиентами на долгосрочное сотрудничество и более доверительный уровень. То есть мы общаемся с партнерами по бизнесу не столько как с покупателями, но и как с людьми, которые вместе с нами помогают решить проблему обеспечения практикующих врачей – конечного пользователя продукта, теми средствами, которые решают злободневные проблемы. Как это достигается? Главным образом – это проведение тренингов и семинаров, в том числе при участии наших партнеров в регионах, где собираются конкретные врачи, врачи ветеринарных станций. В непосредственном общении с ними дается рассказ о проблеме, современных методах лечения и способах применения тех продуктов, которые мы производим.

Помимо этого, большая доля в нашей работе принадлежит научно-практическим публикациям в специализированных изданиях. Это издания как российские, так и тех стран, где наши продукты зарегистрированы, ветеринарные журналы для специалистов-зоотехников с рассказом о проблеме и о продукте. При подходе «от проблемы» стараемся найти иной, отличный от существующих путь ее решения.

В своей работе мы не забываем о Саратовской области. Здесь у нас есть разветвленная сеть филиалов, нацеленная на сокращение цепочки от производителя до конечного потребителя, чтобы ветврачи области могли покупать препарат по ценам производителя. Кроме того, мы оказываем консультационную помощь по лечению существующей патологии и по порядку применения тех препаратов, которые мы продаем.

(Материал подготовлен в рамках проекта «Инфраструктура поддержки инноваций» при финансовой поддержке правительства области)

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=25062007124000&oldnumber=402